Японское аниме

Аниме

За многие десятилетия своего существования японская анимация сумела пройти путь от примитивных мультфильмов до целого культурного пласта, рассчитанного на максимально широкую аудиторию. Сегодня про аниме говорят много: одни люди являются преданными поклонниками этого вида искусства, другие ругают его, называют бездарным и развращающим молодежь. Что бы ни говорили обыватели, а японское аниме продолжает развиваться и совершенствоваться, обрастать новыми приемами и технологиями.

 

Что такое аниме

Аниме персонажи

«Аниме» – японский термин, позаимствованный от английского слова «animation». То есть это японская разновидность мультипликации, имеющая специфические визуальные и технические черты. Выпускаются произведения аниме в виде сериалов, предназначенных для интернета и телевизионного просмотра, а также в виде полнометражных фильмов. Жанры, стилистические приемы, сюжетные линии, персонажи бывают самыми разными.

Сюжетной основой для подавляющего большинства произведений аниме становятся японские комиксы, называемые «манга», и компьютерные сюжетно-ролевые игры. Экранизированная манга обычно сохраняет стилистику и графику исходного произведения. Существуют также, но в гораздо меньшем количестве, аниме, основанные на литературной классике, а также придуманные сценаристом «с нуля».

Как возникло аниме и почему получило свое название

Японцам с их диалектическими особенностями сложно произносить длинное слово «animation». Вот они его и сократили до «anime». Есть еще одна версия, почему японцы стали употреблять сокращенное слово: английское понятие «animation», которое буквально можно перевести как «одушевленность», происходит от латинского термина «anima» – «душа», что внутренне ближе философичным и вдохновленным жителям Страны восходящего солнца.

Понятие «аниме» уже давно стало международным, вошло в словари всех стран. Причем, если спросить западного человека, что такое аниме, он скажет, что это именно японская анимация. А вот для японца аниме – это просто анимация, любая, вне зависимости от стиля, жанра и страны происхождения.

Первое аниме
Кадр из первого аниме «Кацудо сясин»

История японской анимации началась в начале XX века, когда японцы заинтересовались зарубежными техниками создания мультфильмов. Старейшее аниме удалось найти в 2005 году. Его создал неизвестный художник в далеком 1907-ом. Это короткометражка на целлулоидной ленте, получившая незатейливое название «Кацудо сясин», что значит «Движущиеся картинки». Изображение примитивное, состоит из 50-ти кадров.

Более сложные и затейливые анимационные фильмы начали создавать в Японии с 1917 года. Максимальная длительность не превышала 15-ти минут. Художники, работавшие в первые два десятилетия XX века, были экспериментаторами-самоучками, вдохновлявшимися западной мультипликацией. Сюжеты первые японские мультипликаторы заимствовали либо из западных художественных произведений, либо из японской мифологии.

После Первой мировой войны появилось новое поколение мультипликаторов. В тот период фольклорные сюжеты сменились юмористическими. Стилистика аниме стала западной, поскольку американская мультипликация была в Японии на пике популярности. Японское правительство поддерживало японских художников, потому что аниме тогда широко применялось в социально-политической сфере: как образовательные пособия в школах, как рекламные ролики, как визуальная основа научных лекций.

Когда Япония в 1937-ом атаковала Китай, появилась первая цензура продукции аниме. Перед началом Второй мировой войны было выпущено множество аниме на тему военной пропаганды, воспитания патриотических и националистических чувств у молодежи. Тогда же резко изменилась стилистика японской мультипликации, она перестала походить на западную.

После войны, когда в Японии царила разруха и о производстве собственной анимации речи не шло, в страну массово хлынула западная анимационная продукция. Японцев восхитила технологическая развитость американской анимации. Тогда и пришло осознание, что в Японии пора организовывать собственные анимационные студии, которые будут производить качественную продукцию.

Наиболее распространенным персонажем в сериалах аниме 1960-ых был подросток, обладающий сверхъестественными способностями, борющийся со злом.

В конце 1960-ых японская анимация стала цветной. В 1970-ые аниме все сильнее стало отрываться от западной мультипликации, появились новые уникальные жанры, например, «меха». Именно в тот период началась карьера большинства самых знаменитых японских мультипликаторов.

Жанр меха в аниме
Жанр аниме — меха (с огромными человекоподобными машинами)

А последовавшие за этим 1980-ые считаются «золотым» периодом развития в Японии аниме. Японцев стали интересовать более серьезные, глубокомысленные, сюжетно богатые произведения. В создание аниме вкладывалось много финансов, но и маркетинговая отдача стала высокой. Японская аниме индустрия постепенно вышла на мировой уровень. Зародилась культура «отаку»: так в Японии называют преданных фанатов аниме. В России же фанатская аудитория аниме возникла гораздо позже – в 1990-ые, а сегодняшние российские фанаты получили название «анимешники».

Технологии создания аниме беспрерывно совершенствуются. Сегодня активно применяется компьютерная графика и 3D-анимация. Все чаще выпускаются аниме, полностью выполненные с применением этих технологий, без комбинирования с ручной отрисовкой.

Особенности японской анимации

Уникальность аниме из Японии и его отличие от мультипликации иных стран заключается в том, что это самостоятельный, постоянно развивающийся пласт мировой культуры, четко ограниченный шаблонами, техническими и композиционными нюансами, типажами, идеями. Японская мультипликация разделена на несколько жанров, каждый из которых нацелен на определенную по возрасту и психотипу аудиторию. Каждый жанр отличается набором сюжетных, идейных, визуальных, стилистических шаблонов.

Аудитория

Аниме жанра кодомо
Аниме жанра кодомо

Аниме, рассчитанное на детскую аудиторию, называется «кодомо». Именно оно наиболее распространено в Японии и составляет больше половины всей производимой анимационной продукции. А вот за пределами Японии более востребованы жанры для подростков и взрослой аудитории. Примечательно, что современное детское японское аниме смотреть любят и взрослые люди, потому что оно с течением времени становится все серьезнее, сложнее и в сюжетном, и в техническом плане.

Японские аниме мультфильмы, предназначенные для взрослой аудитории, отличаются от западной анимации выраженной философичностью, наличием идеологической составляющей, глубоким смысловым содержанием, ослаблением или исключением табу в плане интимных сцен и насилия. Такие анимационные произведения бывают зачастую серьезнее художественных фильмов.

Жанры

Аниме, как японское культурное явление, бывает совершенно разных жанров в сюжетном плане. Причем жанровое разнообразие практически соответствует жанрам художественного кино. Есть классические жанры: боевик, драма, комедия, фэнтези, военные и исторические произведения, хоррор и прочие. А есть и специфические, характерные именно для аниме, например, «добуцу» – истории с персонажами-животными, «икудзи» – поучительные произведения о методах воспитания детей, «исэкай» – приключения в ином мире, «кайто» – невероятные истории из жизни воров и мошенников, «махо-сёдзё» – приключения девушек, наделенных волшебными способностями, «тямбара» – самурайский боевик. Есть даже «пикантные» жанры: «яой» – гомосексуальные отношения между персонажами, «юри» – лейсбийские отношения, «этти» – эротика, «хентай» – порнография.

Что касается возрастной жанровой градации, то распределение произведений аниме следующее:

  • «кодомо» – мультфильмы для детей до 12 лет;
  • «сёдзё» – для девушек-подростков;
  • «дзёсей» – для взрослых женщин;
  • «сёнэн» – для парней-подростков;
  • «сэйнэн» – для взрослых мужчин.

Стилистика

Большие глаза в аниме

Существует также необычный стиль рисовки «чиби» в аниме – что это такое простыми словами: это нарочито упрощенное, примитивное, при этом милое и симпатичное изображение персонажа. «Чиби» в переводе с японского – «маленький». Такую рисовку обычно применяют в комедийных сюжетах, либо чтобы показать попадание персонажа в смешную ситуацию.

Стилистика рисования современного аниме уникальна и узнаваема, четко отличается от визуальной составляющей других видов анимации. Ключевая особенность – неестественное крупные и тщательно прорисованные глаза персонажей. Такая рисовка не случайна. Японцы вообще любят вкладывать глубокий смысл во все, что создают, касается это и внешнего вида анимационных персонажей. Так, большие глаза – признак чистой и светлой души героя аниме. Чем крупнее глаза, тем добрее и искреннее персонаж. У злодеев и мошенников в аниме глаза узкие, напоминающие лисьи.

Еще четкая и подробная прорисовка глаз помогает художнику передать характер и настроение персонажа. Потому что остальные части лица обычно рисуются примитивно.

Примечательно, что китайцы, переняв аниме у японцев, немного изменили рисовку. В китайском аниме, называющемся «дунхуа», размер глаз героев не зависит от их натуры и поведения. По этому признаку легко определить, какое аниме это – Япония или Китай.

Аниме Япония и Китай
Аниме Япония и Китай

Помимо глаз, многое о персонаже говорят другие особенности внешности. Так, волосы у героев аниме обычно пышные, прорисовываются прядями, бывают разных цветов. Цвет волос в изначальных примитивных мультфильмах был способом различить персонажей, а сегодня таким способом мультипликаторы подчеркивают характер. Например, рыжие волосы говорят о вспыльчивой натуре, светлые – о хулиганстве и эксцентричности.

Проявление эмоций в аниме обычно чрезмерно сильное, гипертрофированное. Иногда даже художники дополняют эмоциональную картинку специфическими элементами. Например, когда персонаж проявляет гнев, подрисовывают ему демонические рожки, а когда нервничает – капельку пота на виске.

Почему аниме популярно во всем мире

Причин такой популярности несколько. Во-первых, жанрово аниме охватывает широкую аудиторию. Каждый зритель может найти мультфильм себе по нраву.

Во-вторых, японские аниме привлекли внимание мировой аудитории необычностью рисовки. Подобные по стилистике мультфильмы раньше не создавались нигде в мире. В 1980-ые, когда японские аниме сериалы начали распространяться по миру, для западного зрителя они оказались культурной «бомбой». Позже приемы рисования переняли китайцы и корейцы. В Корее, кстати, аниме и комиксы называют одинаково – «манхва».

Третий фактор популярности – доступность продукции. Сегодня японцы «штампуют» аниме в огромных количествах. Посмотреть японскую анимацию можно на интернет-платформах и по телевизору, а можно покупать твердые видеоносители. В отличие от западных студий, японцы не ограничивают доступность своих произведений для зрителей из разных стран. Такой нехитрый метод популяризации оказался весьма эффективным.

Еще культ аниме поддерживается в Японии разнообразной тематической продукцией, которую с удовольствием покупают фанаты: фигурками персонажей, постерами, наклейками, косплейными нарядами, магнитиками. Фанаты аниме со всего мира с большим энтузиазмом участвуют в фестивалях косплея – переодеваются в любимых персонажей.

Знаменитые японские аниматоры

На заре аниме творили японские художники Дзюнъити Коти, Санаэ Ямамото, Дэкотэн Симокава, Нобору Офудзи, Сэётаро Китаяма, Ясудзи Мурата. Большинство ранних аниматоров работало в домашних условиях, продавали права на использование своих произведений кинотеатрам.

Осаму Тэдзука
Режиссер аниме Осаму Тэдзука

Первым художником, оказавшим значительное влияние на развитие японской анимации, стал Осаму Тэдзука. В 1961 году он создал студию «Mushi Productions», на которой в 1963-ем начал выпуск первого в истории Японии сюжетного анимационного сериала «Astro Boy». Именно с этого продукта ведет отсчет история сериалов аниме. Также Осаму Тэдзука известен как разработчик техники упрощенной рисовки, благодаря которой стало возможным быстро рисовать длинные сериалы. За свои достижения Осаму Тэдзука получил звание «Бог манги».

Самым именитым мастером аниме заслуженно считается Хаяо Миядзаки, который вывел японскую анимацию на качественно новый уровень. Его полнометражные произведения, наполненные глубоким смыслом и доброй жизнеутверждающей философией, получили огромное признание во всем мире.

Хаяо Миядзаки
Режиссер Хаяо Миядзаки

Несмотря на то, что сюжеты произведений Миядзаки довольно сложные, серьезные, «взрослые», зачастую наполненные стимпанковскими и хоррорными элементами, эти мультфильмы с огромным удовольствием смотрят и маленькие дети.

В 2002 году анимационный фильм Хаяо Миядзаки «Унесенные призраками» получил статуэтку «Оскар». Есть у японского мастера еще один «Оскар» – за большой вклад в кинематограф.

Из других художников наибольший вклад в развитие японской анимации внесли Сатоси Кон (наиболее известен по произведениям «Идеальная грусть», «Паприка», «Актриса тысячелетия»), Макото Синкай («Твое имя», «Пять сантиметров в секунду»), Мамору Хосода («Девочка, покорившая время», «Мирай из будущего»), Мамору Осии («Призрак в доспехах»), Кацухиро Отомо («Акира»).

Музыка в аниме

Дзё Хисаиси
Композитор Дзё Хисаиси

Еще одно значимое отличие японского аниме – большое внимание, уделяемое музыкальному сопровождению. Саундтреки к японским анимационным фильмам и сериалам записываются именитыми музыкантами. И по популярности зачастую превосходят обычные композиции этих же композиторов и певцов.

Музыкальное сопровождение для большинства творений Хаяо Миядзаки написал именитый композитор Дзё Хисаиси.

Музыкальное сопровождение в аниме всегда активное, играющее значимую роль. Оно не только помогает понять эмоции персонажей, но и создает для зрителя правильную атмосферу. Наиболее сильную музыку вставляют в японское аниме для создания эмоционального оттенка какой-либо сцены. Например, для демонстрации напряжения героев перед битвой. Такие мелодические вставки называются «атмосферной музыкой».

Известные студии аниме

Коллаж студия Гибли
Персонажи студии Гибли

В Японии работают более 400 студий аниме. В основной своей массе японские анимационные студии небольшие. Им даже иногда приходится объединять усилия при работе над крупным проектом. Существуют такие студии преимущественно на спонсорские пожертвования. В их команде обычно один или несколько опытных мастеров, задающих стилистику создаваемых произведений.

Есть в Японии и несколько крупных, маститых студий с огромным штатом сотрудников. Первой на ум приходит «Studio Ghibli», созданная в 1985 году великим Хаяо Миядзаки и его товарищем Исао Такахатой. Миядзаки сформировал уникальную светлую и трогательную стилистику произведений, выпускаемых этой студией. Персонажи, созданные этим художником, узнаваемы сразу. На логотипе компании значится один из персонажей – симпатичный тролль из мультфильма «Мой сосед Тоторо». Студия «Гибли» первой начала использовать компьютерную графику. «Могила светлячков», «Ходячий замок», «Унесенные призраками», «Небесный замок Лапута», «Принцесса Мононоке» – эти анимационные фильмы не нуждаются в представлении.

Самая крупная студия – «Toei Animation», прославившаяся проектами «Ван-Пис», «Сейлор Мун» и «Трансформеры». Также из крупных и прославленных анимационных студий Японии следует назвать «TMS Entertainment», «Pierrot», «Bones», «Sunrise», «J.C.Staff», «Madhouse Studios».

Text.ru - 100.00%

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: