Хаяо Миядзаки (англ. Hayao Miyazaki, яп. 宮崎 駿) – получивший мировую известность японский мультипликатор. Его прозвали «японским Уолтом Диснеем», хотя он в силу своей скромности не любит такое сравнение. Критики всего мира неустанно изливают восторги в адрес аниматора, публика всех возрастов с нетерпением ждет новых творческих проектов. Анимация Миядзаки уникальна не только визуальной составляющей, но философичностью, глубокими смыслами и идеями, заставляющими задуматься, переосмыслить жизнь, поверить в лучшее.
Содержание
Краткая биография и начало творческого пути
Рождение Хаяо выпало на тяжелые для Японии и всего мира военные годы. Будущий великий аниматор появился на свет в 1941 году 5-го января в большой многодетной семье. Отец Хаяо в военный период возглавлял предприятие по производству узлов к самолетам A6M «Zero», поэтому семья была обеспеченной. Работа отца производила на мальчика такое большое впечатление, что в дальнейшем своем творчестве мультипликатор многократно обращался к тематике полетов, неба, летательных аппаратов. А еще неизгладимый след в душе будущего художника оставила война, сделавшая его закоренелым пацифистом и ненавистником фашистской философии.
В годы, когда Хаяо был ребенком, стремительно развивалась профессия мангаки. В то время творил знаменитый мастер манги Осаму Тэдзука, работы которого юный Миядзаки обожал, мечтал стать таким же талантливым и успешным мангакой. Хаяо предпринимал множество попыток создать собственную мангу, но всегда уничтожал свои творения, потому что понимал, что просто копирует стилистику Тедзуки. А ему хотелось изобрести свои уникальный стиль. У Хаяо здорово получалось рисовать машины и технику, а вот изображение людей давалось с трудом.
В 1958 году, оканчивая старшую школу, юный Миядзаки однажды увидел аниме «Легенда о белой змее». Анимационный фильм настолько захватил юношу, что тот твердо решил стать мультипликатором. Тогда же вышел советский мультипликационный фильм режиссера Льва Атаманова «Снежная королева», который тоже восхитил Хаяо, стал триггером к развитию творчества.
Несмотря на твердое решение заняться анимацией, Хаяо Миядзаки все же получил высшее экономическое образование в университете «Гакусюин». В студенческий период активно интересовался японской и западной детской литературой, часто наведывался к школьному учителю рисования, беседовал с ним о творчестве и жизни.
Первые творческие проекты
Окончив ВУЗ в 1963-ем, Хаяо Миядзаки был принят в самую крупную и знаменитую в то время студию мультипликации «Toei». Взяли его на скромную должность рисовальщика покадровых движений анимационных персонажей. Отличаясь усердием и невероятной работоспособностью, Миядзаки быстро привлек внимание руководителей студии. Уже в 1965-ом молодого художника повысили, позволили участвовать в разработке сюжета создававшегося тогда аниме «Космические путешествия Гулливера».
До 1971 года Миядзаки задействовался в анимационных проектах «Звериный остров сокровищ» и «Корабль-призрак». Последнее аниме, кстати, транслировалось по советскому телевидению и было необычайно популярным. В течение этого периода Миядзаки трудился раскадровщиком и художником основной анимации, а в свободное от работы в студии время рисовал мангу.
Как мангака Хаяо Миядзаки публиковал произведения под псевдонимом Сабуро Акицу. Его манга гораздо менее известна, чем аниме, а наиболее на слуху творение «Народ пустыни».
Кропотливая и упорная работа в студии «Toei Animation» возымела результаты. Хаяо не только получил колоссальный опыт, но и обзавелся авторитетными знакомыми. Замечательным учителем для Миядзаки стал работавший в студии знаменитый аниматор Ясудзи Мори. В тот же период Хаяо познакомился с Исао Такахатой, который стал его верным другом, коллегой и сподвижником на долгие годы. Совместно они трудились над множеством анимационных произведений.
Причем возникновению крепкой дружбы поспособствовало то, что Миядзаки и Такахата вместе боролись за права работников анимации, за улучшение условий труда, создали профсоюз. Борьба продолжалась недолго, студия «Toei Animation» наказала бунтарей, убрав с проката их проект «Принц Севера». Для Миядзаки и Такахаты это был большой удар, они решили уйти из студии.
Сначала друзья организовали самостоятельный проект «A-Pro», но его раскрутку пришлось заморозить. Тогда художники устроились в студию «TMS», где вместе трудились над культовым японским аниме-сериалом «Люпен III» о неуловимом шпионе-мошеннике. Непродолжительное время Хаяо сотрудничал с компанией «Nippon Animation», режиссировал проект «Конан – мальчик из будущего», транслировавшийся в 1978-ом. Это был весьма неплохой режиссерский дебют Миядзаки. Затем художник вернулся к работе над продолжением «Люпен III». Следующая часть аниме получила название «Замок Калиостро». Серия этих мультфильмов о ловком мошеннике возымела невероятный успех у японцев, и сегодня числится в списке лучших аниме.
В 1984-ом завершился проект «Навсикая из Долины ветров». Постапокалиптический сюжет с глубоким упором в экологию был высоко оценен критиками. С этого аниме началось продолжительное сотрудничество Хаяо Миядзаки и великолепного японского композитора Дзё Хисаиси, написавшего трогательную и колоритную музыку ко многим произведениям знаменитого аниматора. Именно это аниме сделало художнику мировое имя.
Создание студии «Ghibli» и дальнейшее творчество
Творческие успехи подтолкнули Миядзаки и Такахату создать свою анимационную студию. К ним присоединились художники Тосио Судзуки и Ясуёси Токума. Уже в 1985-ом команда художников выпустила полнометражное футуристическое аниме «Небесный замок Лапута». Команда сразу нацелилась на создание полнометражных высококачественных произведений. Они очень рисковали, ведь один единственный провальный проект мог сделать начинающую студию банкротом.
Но этого не случилось. Довольно быстро творения студии «Гибли» стали одними из самых кассовых в Японии. Кстати, студия Гибли (Ghibli) получила свое название по модели итальянского военного самолета. Несложно догадаться, что такое оригинальное название дал своему детищу сам Миядзаки, восхищавшийся летной техникой с детских лет. Слово «ghibli» происходит из ливийского языка, означает юго-восточный ветер. Миядзаки считал название удачным, отражавшим оригинальный подход студии к созданию анимации, словно «дыхание свежего ветра».
Представляем список мультиков от Миядзаки, что обрели наибольшую популярность в Японии и мире
• 1988-ой «Мой сосед Тоторо»;
• 1992-ой «Порко Россо»;
• 1997-ой «Принцесса Мононоке»;
• 2001-ый «Унесенные призраками»;
• 2004-ый «Ходячий замок»;
• 2008-ой «Рыбка Поньо на утесе»;
• 2013-ый «Ветер крепчает».
Эпос «Принцесса Мононоке» оказался так популярен в США, что компания «Walt Disney» заключила с художником контракт на прокат мультфильма. Однако американцы пожелали несколько урезать сюжет, сократить хронометраж. Миядзаки был категорически против, подписал контракт только после того, как удостоверился, что него творение будет показываться в полной версии. А чтобы «убедить» американских коллег в серьезности своего мнения, отправил им посылку с катаной, измазанной красным пигментом, и запиской, представлявшей собой короткое требование: «Не резать!»
Главный персонаж «Мой сосед Тоторо» забавный упитанный тролль – стал логотипом компании «Гибли».
После выпуска «Принцессы Мононоке» утомленный режиссер Хаяо Миядзаки пожелал уйти из сферы популярной анимации, заняться неформатными анимационными проектами. Но судьба распорядилась иначе: скончался Ёсифуми Кондо – главный аниматор «Гибли», на которого Миядзаки планировал оставить студию.
Провидение не зря вмешалось в творческую судьбу режиссера Миядзаки, аниме «Унесенные призраками», ставшее его следующей работой, вознесло мультипликатора на вершину славы. История о малышке Тихиро, оказавшейся в таинственном и непонятном мире синтоистских духов, стала в японском прокате самым прибыльным фильмом за все время существования аниме. Доход от проката достиг 200 миллионов долларов еще до того, как фильм увидели американские зрители. За этот мультфильм Хаяо Миядзаки получил «Оскара» и главную награду Берлинского фестиваля кино.
А трогательная история любви шляпницы Софи и юного волшебника Хаула под названием «Ходячий замок», срежиссированная на основе одноименной английской сказки, получила награду фестиваля кино «Золотой лев» в Венеции. Примечательно, что проект должен был режиссировать Мамору Хосода, но он из-за творческих конфликтов покинул команду «Гибли», стать режиссером пришлось самому Миядзаки.
Другая неприятная ситуация произошла с наследником Миядзаки – Горо. Парень решил пойти по стопам знаменитого родителя. Первым серьезным проектом Горо Миядзаки оказалась эпопея «Сказания Земноморья» по мотивам рассказов американской сказочницы Кребер Ле Гуин. Причем Миядзаки-отец немало лет пытался добиться от писательницы разрешения экранизировать ее произведения. Но писательница отдала предпочтение Горо. Из-за этого в отношениях между сыном и отцом возникла натянутость. Аниме «Сказания Земноморья» вышло в 2006 году, результат не понравился Ле Гуин, да и критики приняли работу прохладно. Разочарованная писательница как-то отметила, что лучше бы доверила проект Хаяо, а не его сыну.
Создавая студию «Ghibli», Хаяо Миядзаки и Исао Такахата стремились организовать коллектив, в котором каждый сотрудник будет не «винтиком» в коммерческой системе, а творцом, где каждый художник сможет самовыражаться. Каждый работающий в студии режиссер берется только за те проекты, сюжеты которых трогают его душу, вызывают глубокий интерес. Студия ориентирована на то, чтобы не просто рассказать сюжет, а рассказать его идеально, а также дать возможность проявить себя молодым талантам.
Но основными творцами в «Ghibli», конечно же, всегда были Миядзаки и ныне уже покойный Такахата. Причем интересно, что друзья совершенно различались по манере, стилистике и технике рисования. Миядзаки, сам отличаясь невероятной работоспособностью, называл друга «ленивцем».
В действительности Такахата просто был перфекционистом, работавшим безумно медленно, кропотливо, стараясь выдавать идеальное качество. А еще Такахата брал идеи для сюжетов преимущественно из японской литературы, истории и мифологии, а вот Миядзаки оказался экспериментатором, в творчестве которого смешаны разные стили, присутствуют явные европейские и даже славянские мотивы. Например, образ ходящего замка Хаяо создал, представляя избушку Бабы-Яги.
Несколько лет в студии «Гибли» председательствовал Кодзи Хосино. В 2023 году он решил оставить должность, вместо него председателем компании стал Тосио Судзуки.
Философия Миядзаки и его подход к работе
Несмотря на то что студия «Ghibli» первой в Японии стала практиковать компьютерную анимацию, мультипликатор Хаяо Миядзаки – приверженец традиционного карандашного рисования. Да, финишная обработка кадров, конечно же, компьютерная, но эскизные работы Хаяо Миядзаки рисует исключительно карандашом на бумаге. Великий японский аниматор не изменяет себе: в мире, где компьютерные технологии поглощают искусство, где мультипликация стала доходной индустрией, он остается художником.
Говоря, как рисует Хаяо Миядзаки, нельзя не отметить его собственные слова, когда он заявил, что планирует собственными руками рисовать мультфильмы, пока у него хватит сил. Что касается засилья компьютерной анимации, то к этому великий аниматор относится без страха, но с печальной философией. Ему жаль, что обычное искусство умирает, но мир меняется, с этим приходится мириться. А еще он благодарен судьбе, что, несмотря на стремительную изменчивость мира, ему удалось практически всю жизнь – около 40 лет заниматься любимым – делом классической анимацией.
У Миядзаки уникальный подход к режиссерской работе. Первым делом он не придумывает сценарий, а рисует персонажей, по внешности которых продумывает атмосферу фильма.
Произведения Хаяо Миядзаки настолько самобытны, метафоричны, что даже сами японцы не пытаются понять их до конца. Творчество японского аниматора пропитано гуманистическими, экологическими идеями, пацифизмом, семейными ценностями, любовью как глобальным чувством. Художник болезненно относится к тематике войны и антропогенного воздействия на природу, он тревожится по поводу будущего планеты, негативно относится к технологическим достижениям цивилизации, а современную культуру называет «неискренней и поверхностной».
Многие произведения аниматора посвящены умиранию планеты Земля. Внимательный зритель наверняка отметит, насколько Миядзаки трепетно относится к изображению природных пейзажей. В отличие от западных аниматоров, которые, по словам самого японца, рисуют «искусственную» природу, он создает живой, яркий, многогранный мир. В его фильмах природа – не фон, а элемент сюжета, отражение состояния персонажей, средство демонстрации красоты и величия реального природного мира.
Вообще, Миядзаки Хаяо – мастер детализации и необычайно сочного, реалистичного, живого отображения образов. Вот Хаул из «Ходячего замка» деловито жарит бекон, и зритель словно бы ощущает запах еды. Вот Навсикая, спасая гигантское насекомое «ому», обжигает ногу в кислотном озере, и зритель морщится, словно бы чувствуя ее боль.
А еще зритель может заметить, что главными персонажами произведений Хаяо чаще всего становятся девочки и девушки: смелые, сильные, благородные. Да, Миядзаки – феминист. А еще он любит всех своих персонажей. В его мультфильмах нет однозначно плохих и хороших героев, нет черного и белого. Аниматор считает, что полностью отрицательный персонаж выглядит «плоско», неинтересно. Миядзаки любит изображать детей, их искренние эмоции, непосредственное мировосприятие. А еще художник жалеет детей, говорит, что они вынуждены рано взрослеть в этом «страшном, выгорающем мире».
Удивительно, но Хаяо Миядзаки всегда называл себя пессимистом, хотя по его светлым, позитивным, радужным аниме этого не скажешь.
Японский режиссер мультфильмов Хаяо Миядзаки – кумир и учитель для многих японских и зарубежных художников. Но и сам знаменитый японец имеет кумира, которым является российский мультипликатор Юрий Норштейн, автор известного мультфильма «Ежик в тумане». Хаяо Миядзаки обожает этот мультфильм, а с Норштейном давно и крепко дружит. В молодые годы Миядзаки даже проходил практику художника-аниматора на студии «Мосфильм».
Чем художник занимается сейчас
В 2013-ом, выпустив полнометражку «Ветер крепчает», японский аниматор Хаяо Миядзаки объявил, что завершает художественную карьеру. Последнее в творческой карьере произведение художник посвятил биографии авиаинженера Хирокоси, создавшего те самые самолеты-истребители A6M «Zero». Таким образом аниматор воздал дань памяти покойному отцу.
Понять решение мультипликатора несложно, учитывая, сколько лет исполнилось Хаяо Миядзаки: в 2023-ем ему стукнуло 82 года. Но, несмотря на преклонный возраст, он продолжает частично участвовать в работе студии «Гибли». Так, последние годы дедушка Хаяо, к великой радости поклонников, готовил к выходу очередную полнометражку «Как поживаете?». Аниме по произведению японского автора Гэндзабуро должно появиться в прокате в середине лета 2023 года.
В ноябре 2022-го состоялось еще одно значимое для студии «Гибли» событие, которое с переменным успехом готовилось много лет. В городе Накагутэ, наконец, открылся парк развлечений «Ghibli Park», стилизованный под анимационные миры Миядзаки.