Японский театр Но

Театр Но

Уже почти тысячу лет представления театра Но покоряют публику. Это одна из древнейших форм традиционного японского театра, объединяющая музыку, пение и драму. Театральное искусство Но включено ЮНЕСКО в мировое нематериальное наследие.

 

Форма искусства и развлечение

Представление театра Но

Спектакль воспринимается как единое целое из танцевального представления, масок, костюмов, музыки и пения. В нем принимают участие высокопрофессиональные актеры и музыканты. Культовые маски изображают женщин, призраков, демонов и божества. Действие происходит, как правило, в XII–XVI веках. В представление включаются несколько пьес и комедийные сценки в промежутках между ними. Современные актеры освоили оригинальные сценарии на древней версии японского языка. Театр Но в Японии остался верен традициям, не прибегая к инновациям. Поэтому его представления с течением времени сохранились без изменений.

Возраст и история

Японский театр Но (яп. 能) – допускается также название японский театр Ноо – появился в стране в том виде, в каком сохраняется и сегодня, в XIV веке. Он возник из нескольких направлений. В 8 веке в Японию прибывали актеры из Китая, которые демонстрировали свое мастерство под открытым небом. Это была смесь циркового представления с театральным. Выступали жонглеры, акробаты, танцоры и певцы, а их выступления перемежались комическими пьесками. В Японии эти представления назывались «саругаку». К ним были добавлены элементы дэнгаку (представления в сельские праздники), выступления сирабёси – танцовщиц при дворе императора, а также сюжеты традиционных легенд японского народа. Так возник театр Но с его представлениями и комическими сценками. Сатирические шутки – кёгэн длятся всего 15-20 минут. Они рассказывают будничные истории остроумным языком. Представление пьес и сатирических сценок вместе носит название «ногаку». Новый театр стал популярным сначала у простого народа, а затем и у знати.

Древний театр Но
Гравюра с изображением театра Но

В XIV веке у истоков театра Но стоял японский драматург Канъами Киёцугу. Именно с творческой деятельностью его и его сына Дзэами Мотокиё исследователи связывают реформы театра, обновление репертуара и преобразование его в театральное искусство Но. В эпоху Эдо театр пользовался покровительством аристократии, феодалов, состоятельных простолюдинов и храмов. Но после начала эры реставрации Мэйдзи (1868 год) финансовая поддержка со стороны государства прекратилась, и театр переживал трудные времена. Только в 1957 году японский театр масок объявили частью нематериальной культуры ЮНЕСКО.

Происхождение названия

Термин «Но» переводится как «талант», «мастерство», «навык». Все эти слова употребляются только в контексте исполнительского искусства.

Особенности реквизита представлений

Японский театр Но использует для представлений необычный для европейских театров реквизит. Это костюмы, маски, веера и декорации задника сцены с изображением сосны. Минимальность реквизита подчеркивает важность игры актеров.

Оформление сцены

Сцена театра Но

Сосна в японской мифологии считается символом неизменности и вечности. Предполагается, что в театр Но были постепенно преобразованы древние религиозные представления. Они разыгрывались в религиозных ритуалах с использованием масок под священной сосной синтоистского храма и были посвящены богине Солнца Аматэрасу. Традиционные декорации с изображением сосны указывают на связь с религиозными инсценировками.

Традиционная сцена бутай представляет собой квадратное пространство с крышей, которую поддерживают 4 колонны. Крыша сохраняется даже в современных закрытых театрах. Она объединяет пространство сцены и символизирует святость. Все стороны открыты, кроме задней стены, на декорациях которой изображена сосна. Актеры выходят на сцену и уходят с нее по узкому мосту – он идет от сцены под косым углом. Зрители располагаются перед сценой и слева от нее. Место музыкантов у задней части сцены, а хор располагается справа на сценической площадке.

Маски Но

Маски театра Но
Маски театра Но

Маски японского театра Но имеют огромное значение. Всего существует около 450 масок 60 различных типов. Одни из них используются часто, другие только в одном-двух представлениях. По маске определяется пол, возраст, характер персонажа, его положение в обществе. Японские маски Но надевают только главные действующие лица. Несмотря на маску, актер может изменить выражение лица с помощью движений и световых эффектов: так, наклонив голову и уменьшив освещение маски, можно получить грустное лицо, а поднятой головой и освещенной маской подчеркивается хорошее настроение и улыбка.

Японские театральные маски вырезаются из древесины кипариса и окрашиваются натуральными красителями. Их изготовление требует высочайшего мастерства. Древние маски сохраняются в частных коллекциях и собраниях музеев.

Костюмы

Костюмы театра Но
Костюмы театра Но

Длинные костюмы в несколько слоев отражают моду японского императорского двора средних веков. Неискушенного зрителя поражает их роскошь и изысканность. Сшитые из шелка и парчи, они могут быть вышиты золотыми нитками. Богатство костюмов резко контрастирует с минимализмом декораций. Яркие цвета подчеркивают характер персонажа и отличаются в зависимости от роли. Так, красивая девушка или божество непременно одеты в костюмы красного и белого цвета. Костюмы для главных персонажей – ситэ особенно яркие и блестящие. Для актеров второго плана – ваки костюмы менее роскошные. Голубой и коричневый цвета костюма говорят о благородстве человека незнатного происхождения.

Веер в руках актера может быть закрытым, открытым или полуоткрытым. В зависимости от этого и жеста актера веер изображает любой предмет – меч, бутылку или трубку.

Некоторые традиционные костюмы, маски и веера представляют собой настоящие произведения искусства и становятся предметами хранения в коллекциях.

Характерные роли театра Но

Роли театра Но

Исполнители ролей – мужчины. Они играют и женские роли. Главный герой – ситэ – может выступать в качестве святого старца, демона, духа, божества или человека. Второстепенные роли самураев, монахов или священников играют актеры-ваки. Они играют людей с хорошими манерами.

На задней части сцены располагаются музыканты-хаяси ката, играющие на флейте и нескольких видах японских барабанов.

На сцене присутствует и хор – дзиутай. Это 6-8 человек, которые сидят справа на сцене и поддерживают рассказ главного героя.

Дежурный по сцене – кокэн подает необходимый реквизит и помогает актерам. Он одет в черное, чтобы не бросаться в глаза.

Музыкальное сопровождение

Оно объединяет два стиля – буддийские песнопения утай и фестивальную музыку хаяси. Утай сопровождает историю главного героя, подчеркивая его чувства. Хаяси обеспечивает ритм исполнения. Музыка не отличается непрерывным плавным течением. Она прерывается паузами, отдельными звуками, имитирует шорохи. Хотя музыка в театре называется «музыкальным сопровождением», она не сопровождает действие и часто не совпадает с тем, что происходит на сцене. Громкие крики музыкантов предупреждают зрителей о моментах кульминации.

Под сценой помещаются полые кувшины, которые своей способностью усиливать звук помогают зрителям расслышать каждое слово.

Танцы и движения

Игра театра Но

Плавность движений – это ключевое условие игры. При этом любой поворот головы, поза, движение руки, количество шагов, взмах веера полны значения для зрителя. Даже хождение по сцене отличается особым стилем: пятки скользят по полу, не отрываясь, ноги при этом слегка согнуты в коленях, спина прямая. Такая скользящая походка называется «хакоби». Основные движения – ката – должны быть медленными, скользящими и непременно красивыми. Из 250 движений ката 30 считаются танцевальными.

Чтобы в совершенстве овладеть стилизованными движениями, артисты Но регулярно посещают школу танцев.

Сюжеты спектаклей

Они в основном построены на древних сказаниях о реальных и мифических событиях, о сверхъестественных существах, которые по ходу сюжета превращаются в людей. Случается и обратное действие, когда обычный человек превращается в духа или божество. Образы спектаклей ярко рассказывают о простых людях, живших в XII-XVI веках.

Пьесы театра Но короткие, диалогов в них немного. Намного более важное значение придается движениям и музыке. Новых пьес в театре Но Японии почти нет. Популярные источники сюжетов – две повести, созданные в период между XII и XVI веками: «Повесть о доме Тайра» и «Повесть о блистательном принце Гэндзи». Оба средневековых романа считаются величайшими произведениями классической японской литературы. Они вдохновили многих поэтов и писателей Японии на создание произведений разных жанров.

Отличие от театров кабуки и бунраку

Театра Но игра

Театр Но – это единственный театр масок в Японии. Но не только это отличает его от других театров страны. В то время как бунраку – это кукольный театр, куклы которого почти достигают роста человека, а театр кабуки традиционно ориентирован на новизну и проведение экспериментов, театр Но с его комическими интерлюдиями ногаку стремится сохранить традиции, стандарты и историческую аутентичность. На протяжении нескольких эпох он остается неизменным. Каждая поза и каждый жест передают выступления великих мастеров прошлого. Медленный церемониальный темп представлений с течением времени не изменился.

Все японские театры популярны у местных жителей и у туристов. Их спектакли позволяют познакомиться с традиционными искусствами Японии.

Где можно посмотреть представление

Японский театр Но известен во всем мире. Поэтому в интернете можно найти информацию, запросив «театр Но представления», «театр Но маски» или «театр Но фото». Тем не менее, только побывав в Национальном театре Но в Токио, в театре Ямамото Но в Осаке или в других крупных городах Японии можно увидеть настоящие японские спектакли и приобщиться к мистическим представлениям театра.


Предлагаем Вам окунуться в японское искусство и посмотреть небольшой сюжет о театре Но.

Text.ru - 100.00%

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: