Уже почти тысячу лет представления театра Но покоряют публику. Это одна из древнейших форм традиционного японского театра, объединяющая музыку, пение и драму. Театральное искусство Но включено ЮНЕСКО в мировое нематериальное наследие.
Содержание
Форма искусства и развлечение
Спектакль воспринимается как единое целое из танцевального представления, масок, костюмов, музыки и пения. В нем принимают участие высокопрофессиональные актеры и музыканты. Культовые маски изображают женщин, призраков, демонов и божества. Действие происходит, как правило, в XII–XVI веках. В представление включаются несколько пьес и комедийные сценки в промежутках между ними. Современные актеры освоили оригинальные сценарии на древней версии японского языка. Театр Но в Японии остался верен традициям, не прибегая к инновациям. Поэтому его представления с течением времени сохранились без изменений.
Возраст и история
Японский театр Но (яп. 能) – допускается также название японский театр Ноо – появился в стране в том виде, в каком сохраняется и сегодня, в XIV веке. Он возник из нескольких направлений. В 8 веке в Японию прибывали актеры из Китая, которые демонстрировали свое мастерство под открытым небом. Это была смесь циркового представления с театральным. Выступали жонглеры, акробаты, танцоры и певцы, а их выступления перемежались комическими пьесками. В Японии эти представления назывались «саругаку». К ним были добавлены элементы дэнгаку (представления в сельские праздники), выступления сирабёси – танцовщиц при дворе императора, а также сюжеты традиционных легенд японского народа. Так возник театр Но с его представлениями и комическими сценками. Сатирические шутки – кёгэн длятся всего 15-20 минут. Они рассказывают будничные истории остроумным языком. Представление пьес и сатирических сценок вместе носит название «ногаку». Новый театр стал популярным сначала у простого народа, а затем и у знати.
В XIV веке у истоков театра Но стоял японский драматург Канъами Киёцугу. Именно с творческой деятельностью его и его сына Дзэами Мотокиё исследователи связывают реформы театра, обновление репертуара и преобразование его в театральное искусство Но. В эпоху Эдо театр пользовался покровительством аристократии, феодалов, состоятельных простолюдинов и храмов. Но после начала эры реставрации Мэйдзи (1868 год) финансовая поддержка со стороны государства прекратилась, и театр переживал трудные времена. Только в 1957 году японский театр масок объявили частью нематериальной культуры ЮНЕСКО.
Происхождение названия
Термин «Но» переводится как «талант», «мастерство», «навык». Все эти слова употребляются только в контексте исполнительского искусства.
Особенности реквизита представлений
Японский театр Но использует для представлений необычный для европейских театров реквизит. Это костюмы, маски, веера и декорации задника сцены с изображением сосны. Минимальность реквизита подчеркивает важность игры актеров.
Оформление сцены
Сосна в японской мифологии считается символом неизменности и вечности. Предполагается, что в театр Но были постепенно преобразованы древние религиозные представления. Они разыгрывались в религиозных ритуалах с использованием масок под священной сосной синтоистского храма и были посвящены богине Солнца Аматэрасу. Традиционные декорации с изображением сосны указывают на связь с религиозными инсценировками.
Традиционная сцена бутай представляет собой квадратное пространство с крышей, которую поддерживают 4 колонны. Крыша сохраняется даже в современных закрытых театрах. Она объединяет пространство сцены и символизирует святость. Все стороны открыты, кроме задней стены, на декорациях которой изображена сосна. Актеры выходят на сцену и уходят с нее по узкому мосту – он идет от сцены под косым углом. Зрители располагаются перед сценой и слева от нее. Место музыкантов у задней части сцены, а хор располагается справа на сценической площадке.
Маски Но
Маски японского театра Но имеют огромное значение. Всего существует около 450 масок 60 различных типов. Одни из них используются часто, другие только в одном-двух представлениях. По маске определяется пол, возраст, характер персонажа, его положение в обществе. Японские маски Но надевают только главные действующие лица. Несмотря на маску, актер может изменить выражение лица с помощью движений и световых эффектов: так, наклонив голову и уменьшив освещение маски, можно получить грустное лицо, а поднятой головой и освещенной маской подчеркивается хорошее настроение и улыбка.
Японские театральные маски вырезаются из древесины кипариса и окрашиваются натуральными красителями. Их изготовление требует высочайшего мастерства. Древние маски сохраняются в частных коллекциях и собраниях музеев.
Костюмы
Длинные костюмы в несколько слоев отражают моду японского императорского двора средних веков. Неискушенного зрителя поражает их роскошь и изысканность. Сшитые из шелка и парчи, они могут быть вышиты золотыми нитками. Богатство костюмов резко контрастирует с минимализмом декораций. Яркие цвета подчеркивают характер персонажа и отличаются в зависимости от роли. Так, красивая девушка или божество непременно одеты в костюмы красного и белого цвета. Костюмы для главных персонажей – ситэ особенно яркие и блестящие. Для актеров второго плана – ваки костюмы менее роскошные. Голубой и коричневый цвета костюма говорят о благородстве человека незнатного происхождения.
Веер в руках актера может быть закрытым, открытым или полуоткрытым. В зависимости от этого и жеста актера веер изображает любой предмет – меч, бутылку или трубку.
Некоторые традиционные костюмы, маски и веера представляют собой настоящие произведения искусства и становятся предметами хранения в коллекциях.
Характерные роли театра Но
Исполнители ролей – мужчины. Они играют и женские роли. Главный герой – ситэ – может выступать в качестве святого старца, демона, духа, божества или человека. Второстепенные роли самураев, монахов или священников играют актеры-ваки. Они играют людей с хорошими манерами.
На задней части сцены располагаются музыканты-хаяси ката, играющие на флейте и нескольких видах японских барабанов.
На сцене присутствует и хор – дзиутай. Это 6-8 человек, которые сидят справа на сцене и поддерживают рассказ главного героя.
Дежурный по сцене – кокэн подает необходимый реквизит и помогает актерам. Он одет в черное, чтобы не бросаться в глаза.
Музыкальное сопровождение
Оно объединяет два стиля – буддийские песнопения утай и фестивальную музыку хаяси. Утай сопровождает историю главного героя, подчеркивая его чувства. Хаяси обеспечивает ритм исполнения. Музыка не отличается непрерывным плавным течением. Она прерывается паузами, отдельными звуками, имитирует шорохи. Хотя музыка в театре называется «музыкальным сопровождением», она не сопровождает действие и часто не совпадает с тем, что происходит на сцене. Громкие крики музыкантов предупреждают зрителей о моментах кульминации.
Под сценой помещаются полые кувшины, которые своей способностью усиливать звук помогают зрителям расслышать каждое слово.
Танцы и движения
Плавность движений – это ключевое условие игры. При этом любой поворот головы, поза, движение руки, количество шагов, взмах веера полны значения для зрителя. Даже хождение по сцене отличается особым стилем: пятки скользят по полу, не отрываясь, ноги при этом слегка согнуты в коленях, спина прямая. Такая скользящая походка называется «хакоби». Основные движения – ката – должны быть медленными, скользящими и непременно красивыми. Из 250 движений ката 30 считаются танцевальными.
Чтобы в совершенстве овладеть стилизованными движениями, артисты Но регулярно посещают школу танцев.
Сюжеты спектаклей
Они в основном построены на древних сказаниях о реальных и мифических событиях, о сверхъестественных существах, которые по ходу сюжета превращаются в людей. Случается и обратное действие, когда обычный человек превращается в духа или божество. Образы спектаклей ярко рассказывают о простых людях, живших в XII-XVI веках.
Пьесы театра Но короткие, диалогов в них немного. Намного более важное значение придается движениям и музыке. Новых пьес в театре Но Японии почти нет. Популярные источники сюжетов – две повести, созданные в период между XII и XVI веками: «Повесть о доме Тайра» и «Повесть о блистательном принце Гэндзи». Оба средневековых романа считаются величайшими произведениями классической японской литературы. Они вдохновили многих поэтов и писателей Японии на создание произведений разных жанров.
Отличие от театров кабуки и бунраку
Театр Но – это единственный театр масок в Японии. Но не только это отличает его от других театров страны. В то время как бунраку – это кукольный театр, куклы которого почти достигают роста человека, а театр кабуки традиционно ориентирован на новизну и проведение экспериментов, театр Но с его комическими интерлюдиями ногаку стремится сохранить традиции, стандарты и историческую аутентичность. На протяжении нескольких эпох он остается неизменным. Каждая поза и каждый жест передают выступления великих мастеров прошлого. Медленный церемониальный темп представлений с течением времени не изменился.
Все японские театры популярны у местных жителей и у туристов. Их спектакли позволяют познакомиться с традиционными искусствами Японии.
Где можно посмотреть представление
Японский театр Но известен во всем мире. Поэтому в интернете можно найти информацию, запросив «театр Но представления», «театр Но маски» или «театр Но фото». Тем не менее, только побывав в Национальном театре Но в Токио, в театре Ямамото Но в Осаке или в других крупных городах Японии можно увидеть настоящие японские спектакли и приобщиться к мистическим представлениям театра.
Предлагаем Вам окунуться в японское искусство и посмотреть небольшой сюжет о театре Но.