Эпоха Эдо: расцвет классической Японии

Сёгун Иэясу Токугава

Эпоха Эдо – это период в истории Японии 17–19 в., характеризующийся образованием единого политического государства, социальной и экономической стабильностью, расцветом традиционной японской культуры. Его ключевой политической особенностью является правление клана Токугава, глава которого фактически становился главой государства. Формально императорская власть в Японии сохранялась, но безраздельное господство осуществляла военно-феодальная самурайская верхушка.

Началом эпохи Эдо считается провозглашение Иэясу Токугава первым сёгуном в 1603 году. Закончился период в 1868 году, когда последний сёгун Ёсинобу Токугава сложил с себя полномочия, а Япония перешла в капиталистическую фазу развития («реформы Мэйдзи»).

Формирование сёгуната Токугава

власть в Японии в 18 веке

Долгое время в Японии не было единой центральной власти. Каждый даймё имел собственные земли и экономически никак не зависел от других феодалов. Население при этом страдало от бесконечных войн между землевладельцами. Ситуация стала меняться к 17 веку, когда в обществе, с одной стороны, возникли объективные экономические предпосылки к объединению, с другой, появились лидеры, обладавшие достаточным авторитетом и силой для осуществления объединения страны военным путем.

Борьбу за объединения Японии, как страны, возглавили Тоётоми Хидэёси и Ода Нобунаги. Им удалось победить своих противников, но после смерти возглавившего государство Тоётоми разразилась новая война, на сей раз за власть в стране.

Иэясу был одним из даймё умершего Тоётоми. Ему удалось после смерти господина объединить вокруг себя сторонников, собрав внушительную армию, с которой он в 1600 году в битве Сэкигахаре разгромил объединенные войска западных феодалов, которые возглавлял Исида Мицунари (был казнен 6 ноября 1600 года по приказу Токугава).

После победы к 1603 году власть клана Токугава и его сторонников была распространена на все территории Японии. Даже такие вольные торговые города, чья независимость была освящена традицией, как Нагасаки, Осака и Сакаи, признали центральную власть. Император Японии утвердил за Иэясу титул сёгуна. Установившийся же военно-феодальный режим Японии вошел в историю как сёгунат Токугава.

К 1615 году Токугава физически уничтожили клан Тоётоми – наследников легендарного объединителя Японии, которые ещё могли бросить вызов могуществу сёгуна. Хидэёри, сын Хиэёси Тоётоми, покончил с собой. С тех пор уже ничто не мешало новым хозяевам Японии осуществлять свою политику, проводником которой на местах были лично преданные сёгуну феодалы-самураи – хатамото.

Ситуация внутри страны во времена Токугава

На фоне времен феодальной раздробленности положение населения в Японии в целом стабилизировалось. Появились возможности для развития капиталистических торговых отношений как внутри страны, так и за её пределами. Тем не менее, это развитие было свернуто с закрытием Японии в 17 веке для купцов из стран европейского Запада (за исключением голландцев).

Японская деревня 18 век

Начало эпохи Токугава привело к резкому росту экономики Японии. Формирование общего рынка страны благоприятно сказывалось на пополнении казны. Это, в свою очередь, позволяло не задавливать крестьян государственными налогами.

Была введена единая система лицензирования купцов. Торговые суда японских предпринимателей стали появляться во всех крупных городах Юго-Восточной Азии. Были налажены связи с европейскими колонистами. Особенно преуспели в этом западные даймё.

Тем не менее, быстро выяснилось, что в промышленном отношении Япония сильно отстает от европейских стран, уже перешедших к мануфактурному производству (в Японии сохранялось ремесленное). Европейские товары стали теснить национальные на внутреннем рынке страны, вызвав разорение части производств.

Кроме того, европейские «колониальные хищники» (Нидерланды, Великобритания, Испания и Португалия) стремились превратить Японию в зависимое государство, подчинив ее своей воле политическими и военными методами. Раздражало сёгунат и то, что вместе с европейскими купцами распространялось и христианство, достаточно неожиданно для сёгуна нашедшее в Японии много сторонников.

Сёгунат решил полностью закрыть страну от внешнего влияния. Для этого были реализованы следующие меры:

  • Кораблям Испании был запрещен вход в японские порты.
  • Запрещалось исповедование христианства.
  • Всем японцам, выехавшим за границу, было запрещено возвращаться домой. Нарушившие запрет подлежали смертной казни.

В результате принятых мер торговые связи с другими странами были почти свернуты. Исключение составляли близлежащие Китай и Корея, а также Нидерланды, в торговле с которыми был заинтересован сам сёгун (например, голландские купцы поставляли стране огнестрельное оружие).

Закрытие границ Японии привело к резкому сокращению доходов казны. Для компенсации убытков сёгунат непомерно усилил налоговое давление на основную массу населения, что вызвало массовое народное недовольство. Крупнейшим народным движением стало восстание на острове Кюсю, которое возглавил самурай А. Тамисада – ему на тот момент было всего 15 лет. В восстании выразился весь комплекс назревших общественных противоречий – христиане были недовольны преследованиями, старые самураи – лишением почестей, крестьяне – огромными налогами, ставившими их на грань голода.

Восстание было подавлено лишь через 1 год, все выжившие его участники были казнены. Правительство еще больше усилило налоговое бремя, а также организовало первую в истории страны перепись населения для стандартизации налогового учета.

Закрытые двери Японии

Закрытие Японии для внешнего мира проводилось в 17 веке постепенно. Изначально сёгуны хотели поставить внешнюю торговлю под свой контроль. Тому было две причины. Во-первых, они стремились пополнить казну, во-вторых, хотели лишить оппозиционных западных даймё собственной экономической базы.

Иэясу Токугава провозгласил политику сакоку, выражавшуюся в том, что торговать с иностранцами теперь можно было только в нескольких портах Японии. В то же время, каждый «внешний даймё» должен был получить официальное разрешение на торговлю – красную грамоту с печатями суинн. Любопытно, что изначально сёгун не хотел прибегать к таким мерам, стремясь сделать центром государственной торговли порт Эдо (там располагалась и его резиденция). Однако от этой затеи пришлось отказаться по мере понимания им того, что купцы предпочитают западные порты страны.

мост в городе Эдо
город Эдо в Японии 18 век

В дальнейшем ограничения продолжали усиливаться по мере обострения противоречий с самураями запада. Этим же объясняются гонения на христиан, ведь европейская религия распространялась в первую очередь в тех регионах, что активно торговали с другими странами (остров Кюсю, порт Нагасаки). В 1622 году были казнены 120 христианских миссионеров. Каждый подданный сёгуна должен был «зарегистрироваться» либо в синтоистском, либо в буддийском храме.

В 1636 году пребывание иностранцев в Японии было ограничено островом Дэдзима в Нагасаки, а 1638 году по приказу сёгуна были казнены члены португальской дипломатической миссии. Позднее испанцам, португальцам и прочим европейцам вовсе было запрещено пребывание на территории Японии.

Исключение сделали только для голландцев и китайцев, которым разрешалось жить и работать на уже упомянутом искусственном острове Дэдзима и специально выделенном квартале в Нагасаки. Нагасаки, таким образом, стал единственным портом, через который могла осуществляться международная торговля Японии с другими странами.

Также ограниченные торговые связи некоторые даймё имели с Кореей и островами Рюккю к юго-западу от Японских островов.

Социальное развитие японского общества в XVII–XIX вв.

Япония 18 века оставалась феодальным государством, то есть его социальную основу составляли сословия. Основных сословий было четыре, и границы каждого из них были определены традицией:

  • Самураи, то есть воины.
  • Торговцы.
  • Крестьяне.
  • Священнослужители.

Также выделялись несколько крупных социальных групп, не принадлежащих ни к одному сословию по тем или иным причинам. К ним относились, например, парии – бесправные люди самого низшего звания, выполняющие наиболее грязные работы (уборка, чистка), или ронины, то есть самураи, оставшиеся без сюзерена (хозяина) и не осмелившиеся совершить ритуальное самоубийство сэппуку.

Верхушку социальной пирамиды занимали самураи. Только они могли занимать официальные административные должности в государстве.

Экономическое развитие

старые виды Японии

И в 18 веке и в начале 19 века Япония оставалась аграрной страной в экономическом отношении. Передовой для того времени мануфактурный и даже фабричный способ производства до Японии ввиду проводившейся политики изоляции так и не добрался, потому производство не развивалось.

Зато на сельских угодьях выращивался рапс, чай, хлопок, конопля. Основу аграрного сектора составляло выращивание риса. Именно мешок риса долгое время в стране был основной валютой – в ней крестьяне платили дань, в ней же сёгун платил вассалам. В стране обращались металлические и золотые монеты, но их значение было невелико вплоть до 19 века.

К началу 19 века Япония безнадёжно отстала от западных стран в экономическом и социальном развитии. Это и стало одной из главных причин кризиса сёгуната Токугава.

Попытки реформ и распад режима Эдо

В 1700-х гг. в Японии разразился сильный экономический кризис, причинами которого стали рост населения, падение цен на рис на внешних рынках, нехватка средств в бюджетах властных институтов. В результате к сёгунам пришло осознание, что без поддержки развития торговых отношений государство обречено на исчезновение.

Однако решение сёгуны долгое время пытались найти не в активизации внешних сношений, учитывая весьма скудные природные ресурсы (в первую очередь мало количество плодородных земель), а в оптимизации внутренних отношений. Так, были в очередной раз повышены налоги, начата политика снижения государственных расходов с жесткими наказаниями растратчиков («Положение о судах»), а также была начата распашка целинных земель. Эти меры получили название реформ Кехо.

В дальнейшем оживить внутреннюю торговлю пытались также Танума Окицугу и Иэнари Токугава. Однако все реформы так и не привели к оздоровлению экономики и общественной структуры Японии.

Рухнул режим под натиском ряда факторов. Во-первых, страну несколько лет подряд мучили неурожаи. Во-вторых, в 1854 году Японию принудительно «открыли» для мира благодаря американской эскадре Мэттью Перри.

корабли на море
Эскадра командора Перри

Страна стала стремительно превращаться в полуколонию, и сёгунат не мог ничего с этим поделать, что вызывало недовольство воинственных самураев.

Политическая надстройка общества в виде сёгуната переросла собственный социальный базис и закономерно канула в Лету. Начиналось социальное переустройство японского общества. На смену самураям, как господствующему классу приходила национальная буржуазия, крепко связанная с иностранным капиталом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментарии : 1
  1. melnikova

    Такой сайт интересный, спасибо за информацию!

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: