Цусима — главное морское сражение русско-японской войны

Цусима

Остров Цусима, расположенный в Японском море, стал широко известен всему миру тем, что у его берегов в начале XX века развернулась одна из самых масштабных морских битв всю историю, получившая название этого острова. Дата Цусимского сражения (яп. 対馬海戦 или 日本海海戦) 14-15 мая 1905 года навсегда останется черным днем для российского флота. Россия потерпела сокрушительное поражение, которое приблизило падение царской власти. Цусима – сражение русско-японской войны, о котором нельзя забывать.

 

Подготовка Второй Тихоокеанской эскадры

Отбытие Второй Тихоокеанской эскадры из Либавы
Отбытие Второй Тихоокеанской эскадры из Либавы

Начало войны с Японией показало, что Россия недооценила силы японцев. Русский флот был заблокирован в Порт-Артуре, и Япония захватила господство в море.

Было решено послать в район боевых действий вновь созданную Вторую Тихоокеанскую эскадру. Основную боевую мощь эскадры должны были составить российские броненосцы, которые были построены непосредственно перед началом длительного похода. Прототипом их стал спроектированный для России и построенный в 1901 году французами броненосец «Цесаревич». Скорость корабля составляла 18 узлов, а водоизмещение превышало 13 000 тонн. На корме и носу располагались по два орудия калибром 305 мм (двенадцатидюймовых). По бортам располагалось по шесть шестидюймовых орудий (калибр 152 мм).

Корабль так понравился Морскому министерству, что к началу похода к берегам Японии было построено по французским чертежам с небольшими изменениями пять броненосцев. Четыре из них вошли в состав новой эскадры. «Император Александр III» был спущен на воду в конце 1903 года. Броневые корабли «Суворов», «Бородино», а также «Орел» были введены в строй за пару месяцев до отплытия. Вновь набранные экипажи не имели никакого опыта боевых сражений, а корабли не прошли необходимых испытаний. Старые броневые корабли «Наварин» и «Адмирал Нахимов» уступали по скорости передвижения и орудиям новым броненосцам.

Командовать 2-й эскадрой Тихоокеанского флота был назначен Зиновий Петрович Рожественский.

Личный состав сформировали только летом 1904 года. Команды кораблей раньше вместе не плавали. В результате к моменту начала похода уровень боевой подготовки эскадры находился на довольно низком уровне.

Условия переброски эскадры

Путь Второй Тихоокеанской эскадры
Путь Второй Тихоокеанской эскадры

Путь из Балтийского моря в район боевых действий составлял 18 тысяч миль. Дата начала похода была назначена на 2 октября 1904 г. На протяжении маршрута не существовало российских баз, поэтому было трудно обеспечить пополнение кораблей топливом и продовольствием. Также нужно было создать условия для осуществления ремонта. Из-за плохо проведенной дипломатической подготовки часто возникали проблемы с заходом, пребыванием и обслуживанием русских кораблей в иностранных портах.

Новые броненосцы имели глубокую осадку, поэтому не могли пройти через Суэцкий пролив. Им пришлось огибать Африку. Остальные корабли направились в Средиземное море. Объединение кораблей планировалось в портах на острове Мадагаскар.

Гулльский инцидент

Гулльский инцидент 1904
Атака русскими миноносцами английских рыболовецких траулеров около Доггер-банки

Сохранить в тайне выход эскадры оказалось невозможно, поэтому вице-адмирал Рожественский опасался провокаций и враждебных действий со стороны иностранных государств. Они могли затруднить продвижение эскадры к театру военных действий.

22 октября 1904 года в Северном море около Доггер-банки российские броненосцы ночью заметили неизвестные корабли с выключенными огнями. Русские корабли начали стрелять. Через несколько минут после включения прожекторов было установлено, что атакованы были мирные английские рыбаки. Один траулер был потоплен, а пять получили повреждение.

Инцидент с потоплением английского траулера известен как Гулльский инцидент, потому что обстрелянные рыбацкие суда были приписаны к порту Гулль. Царскому правительству пришлось приложить огромные усилия и заплатить большие деньги, чтобы погасить возникший конфликт и предотвратить разрыв дипломатических отношений с Великобританией.

Стоянка на острове Мадагаскар и движение к Цусимскому проливу

За несколько дней до Нового 1905 года все русские корабли объединились на острове Мадагаскар. Порт-Артур захватили японцы, поэтому русские корабли направились в сторону Владивостока. Рожественский торопился с выходом. Он рассчитывал, что японцам потребуется несколько месяцев, чтобы восстановить свои корабли после сражения в Порт-Артуре. Однако выйти удалось только 3 марта 1905 года.

1 мая к кораблям присоединился контр-адмирал Небогатов с несколькими кораблями с Балтики. Ночью 14 мая эскадра оказалась в Цусимском проливе. Здесь их ожидала флотилия Японии, чтобы организовать сражение в Цусимском проливе.

Сравнение кораблей противоборствующих сторон

Броненосец Суворов
Русский флагманский корабль — броненосец «Князь Суворов»

Основную ударную силу обеих морских флотилий составляли броненосцы.

Российская эскадра включала 8 больших броненосцев (четыре новых) и три малых. Также в состав входили 9 миноносцев, 8 крейсеров.

Японская эскадра имела двенадцать броненосцев. Большинство кораблей были построены для войны с Россией с учетом слабостей русских кораблей.

Японские броненосцы превосходили русские по тактическим характеристикам. Японские корабли лучше были защищены броней.  Броня покрывала 61% площади поверхности. Причем 25% площади было покрыто броней больше 152 мм. На русских кораблях было бронировано только 40%. Японские корабли развивали скорость до 21 узла, а русские — 14-17 узлов.

1 узел – мера морской скорости, равна 1 морской миле в час или 1,852 км/ч.

Русские корабли уступали в артиллерийском вооружении. Содержание взрывчатки в японских фугасах доходило до 14% (по сравнению с 2,5% в русских). Взрывная сила шимозы, использующейся в японских фугасах, была вдвое больше пироксилина, содержащегося в русских фугасах.

броненосец Микаса
Японский флагманский корабль — броненосец «Микаса»

Японцы существенно превосходили русскую эскадру по числу миноносцев. Они обладали тридцатью большими миноносцами и таким же количеством малых.

На сегодняшний день броненосец Микаса представляет собой корабль-музей, установленный в городе Йокосука, в 70 км от столицы Японии.

Наконец, японский флот превосходил русский по количеству старых кораблей, которые тоже могли участвовать в морском бою.

Неблагоприятные факторы, оказавшие влияние на боеспособность русской эскадры

К началу сражения боеспособность русских кораблей снижалась за счет следующих факторов:

  • Броненосцы были перегружены топливом, что негативно сказалось на скорости передвижения.
  • Большое количество старых кораблей в составе эскадры, которые снижали среднюю скорость передвижения, и были неэффективны в бою.
  • Многомесячный поход до начала сражения и невозможность ремонта привели к износу механизмов и загрязнению обшивки, что дополнительно снижало скорость кораблей.
  • Малая скорострельность русских орудий и ограниченная дистанция стрельбы.
  • Недостаточное количество фугасных снарядов (основное внимание уделялось бронебойным снарядам).
  • Облегченные снаряды не были приспособлены для стрельбы на расстоянии больше двадцати кабельтовых (кабельтов – мера морской длины, равная 185,2 м).
  • Боевая подготовка русских артиллеристов была ниже, чем у японских артиллеристов.
  • Благодаря проведенной разведке, японское командование было лучше осведомлено о планах соперника.

Тактические планы противоборствующих сторон

Карта Цусимского сражения
Карта Цусимского сражения

Адмирал То́го, главнокомандующий японской эскадрой, с самого начала собирался вести Цусимский бой так, чтобы уничтожить российские корабли. Он провел анализ предыдущих морских сражений. То́го пришел к выводу, что в морских сражениях русские действуют от обороны. Они расставляют разнотипные корабли в кильватерные колонны – строй кораблей, когда одно судно идёт вслед за другим. В результате, передвижение колонны определяется скоростью движения медленных кораблей. То́го решил атаковать эскадру малыми маневренными соединениями, которые за счет преимущества в скорости могли атаковать противника с удобных позиций, пытаясь вывести из строя первый и последний корабли колонны.

Рожественский еще до начала похода сомневался в успешности операции. Именно этим определялась пассивная тактика вице-адмирала. Он исходил из того, что инициатива будет на стороне японцев. Поэтому детального плана на морское сражение у Цусимы русский флотоводец составлять не стал и намеревался действовать по обстоятельствам. Он не собирался вести генеральное сражение, а пытался прорваться через Цусимский пролив в Японское море и далее – во Владивосток. За счет двойного превосходства в тяжелых орудиях вице-адмирал хотел организовать «плывущую крепость», которую японцы не смогут успешно атаковать. По приказам командующего можно сделать вывод, что основную опасность он видел со стороны японских миноносцев.

Сражение 14-15 мая

Цусимское сражение
Цусимское сражение

Известно точное время, когда началось Цусимское сражение. Первый выстрел был произведен четырнадцатого мая 1905 года русским броненосцем «Суворов» в 13:49. Японская эскадра выполняла поворот, чтобы преградить путь кораблям противника. В течение нескольких минут эскадра практически не двигалась и представляла удобную мишень, хотя расстояние было около 38 кабельтовых (примерно 7 км).

К сожалению, благоприятный момент был упущен, и очень скоро японские пушки начали стрелять. Дистанция сокращалась. Броненосец «Ослябя» затонул меньше, чем через полчаса. Был поврежден «Суворов», а Рожественский получил серьезное ранение. На флагмане были сломаны мачты, поэтому передавать команды другим кораблям с помощью сигнальных флагов, а это был основной способ передачи команд с флагманского корабля на другие корабли эскадры, стало невозможно.

В эти полчаса исход сражения был практически решен. Без руководства и разработанного плана действий корабли пытались разрозненно и самостоятельно уйти во Владивосток.

До наступления темноты продолжалось сражение при Цусиме. Русские остались без четырех броненосцев, несколько кораблей получили значительные повреждения. У японцев был уничтожен крейсер «Касаги». Сильные повреждения получил и японский флагманский корабль.

Сдача флотилии в плен

Сдача с плен русских кораблей при Цусиме
Сдача с плен русских кораблей при Цусиме

В течение ночи битва при Цусиме продолжилась. Миноносцы Японии непрерывно атаковали русских. Контр-адмиралу Небогатову, возглавившему эскадру после ранения Рожественского, удалось ночью минимизировать потери, потому что он не включал прожекторы. Однако с наступлением утра русские корабли оказались в окружении. Не принимая боя, Небогатов сдался. К вечеру этого дня японцы настигли и захватили миноносец «Бедовый». На нем находился раненый Рожественский.

В Цусимском сражении русская эскадра была разгромлена. Отдельные корабли пытались добраться до Владивостока самостоятельно. Это смог сделать крейсер «Алмаз». Также это удалось миноносцам «Бравый», «Грозный».

Три крейсера шесть дней шли до Филиппинских островов, где были интернированы (принудительно задержаны японскими военными). Это были «Олег», «Аврора» и «Жемчуг».

Крейсер «Аврора» с 1948 года представляет собой корабль-экспозицию Центрального военно-морского музея имени Петра Великого, установлен на реке Большая Невка в Санкт-Петербурге.

Мужественно проявили себя матросы «Дмитрия Донского». Возле острова Джалет русский крейсер в одиночку боролся с шестью крейсерами Японии. Боем руководил капитан первого ранга Иван Николаевич Лебедев. Крейсер отбился от японцев, но получил значительные повреждения и был затоплен командой.

Также не сдался врагу «Адмирал Ушаков». Этим старым броненосцем командовал Владимир Николаевич Миклухо-Маклай капитан первого ранга.

Владимир Николаевич Миклухо-Маклай – брат знаменитого путешественника, исследователя юго-восточных земель Азии и Австралии – Николая Николаевича Миклухо-Маклая

Команда «Адмирала Ушакова» расстреляла все снаряды, а затем затопила корабль.

Итоги Цусимского сражения

Цусимское морское сражение закончилось для России плачевно. Кроме отмечавшегося выше преимущества японцев в мощи кораблей, следует отметить явные ошибки русского командования:

  • Эскадра не была подготовлена к бою, хотя Цусимская битва была практически неизбежна.
  • Отсутствие четкого плана боя. Планировалось действовать по ситуации.
  • Передача власти была плохо организована. Быстрое ранение вице-адмирала привело к неуправляемости эскадры.
  • Полное отсутствие разведки стало причиной того, что русский флот был застигнут врасплох.
  • Неправильное построение кораблей. Вместе с сильными кораблями в колонне были старые судна. На карте Цусимского сражения видно, что они мешали сильным кораблям полностью проявить свою скорость и маневренность.
  • Неспособность нейтрализовать японские миноносцы путем правильного использования прожекторов.

Это было последнее морское сражение в ходе русско-японской войны. Несмотря на тяжелое поражение в битве у Цусимы, надо отметить героизм и самоотверженность русских моряков. После семимесячного перехода они в бою с превосходящим противником проявили себя достойно.

Поражение под Цусимой похоронило все надежды на победоносное завершение войны. Гибель русского флота при Цусиме заставила царское правительство начать мирные переговоры с противником, который также практически исчерпал ресурсы для продолжения войны. В итоге в августе 1905 года в Портсмуте было подписано мирное соглашение, поставившее финальную точку в русско-японской войне.

Text.ru - 100.00%

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: