Архитектура Японии

Архитектура Японии

Архитектура Японии – уникальное явление в истории человеческой цивилизации. Хотя несведущий турист скажет, что японские здания схожи с постройками других азиатских стран, прежде всего Китая, это далеко не так. За подобными внешне чертами скрывается совсем иное основание, прочитывается целая философия японского народа, его мировоззрение и главные черты национального характера. Даже современная японская архитектура, заимствованная у развитых стран, является сложным переосмыслением западного опыта.

 

Архитектура древней Японии

Доисторическим периодом японской архитектуры считается время примерно с 5-го тысячелетия до н.э. по VII век н.э. Известий о нем сохранилось крайне мало. Из имеющихся образцов давнего искусства практически невозможно узнать, в каких условиях жили предки, ведь до наших дней дошло очень мало артефактов. Кроме того, отдаленные от материка острова Японии долгое время были труднодоступны для путешественников, которые также могли оставить какую-нибудь информацию.

На сегодняшний день ученые лишь приблизительно реконструировали древние архитектурные модели. Основой послужили найденные в Японии глиняные фигурки и бронзовые предметы с изображением первобытного жилья. Конечно, чем глубже экскурс в историю, тем размытее общая картина прошлого. Однако археологам удалось проследить эволюцию давней японской архитектуры, разделив ее на три основных периода.

Примитивная архитектура периода Дзёмон

Древние жилища в Японии
Жилища в Японии периода Дзёмон

Эпоха Дзёмон – время до 3-го столетия до н.э., когда племена Японии занимались примитивным промыслом: охотой, рыбалкой, собирательством, пробовали кое-что выращивать. Современные историки назвали тогдашние жилища «тата-ана-дзюкё», что дословно означает «дом в яме», то есть землянка. Давние архитекторы старались: выкапывали небольшое ровное углубление и хорошо утаптывали землю. После сооружали конусовидный деревянный каркас и накрывали его травой или соломой. Под крышу жители ставили емкости и собирали дождевую воду.

Первые землянки на разных территориях Японии отличались размером и толщиной крыши, в зависимости от климата и количества людей в племени. При этом они служили исключительно в качестве первобытного жилья. Со временем в японских поселениях начинают появляться каменные ритуальные круги. Ученые не исключают, что некоторые тата-ана-дзюке стали выполнять роль культовых архитектурных сооружений. Отличную реконструкцию деревни периода Дзёмон можно посмотреть в городе Аомори на горе Маруяма.

Яёй – эпоха первых деревянных домов

Такаюка жилище на сваях
Такаюка жилище на сваях. Парк Ёсиногари Япония.

Землянки эпохи Дземон уступили место более сложным и комфортным постройкам периода Яёй, который длился до середины III века н.э. Сменилась не только простейшая архитектура древней Японии. Выращивание риса и переход к оседлому быту перестроили жизненный уклад японцев. Чтобы хранить урожай, крестьянам пришлось строить амбары, отгораживаться заборами от вредителей, возводить сторожевые вышки.

В период Яёй японцы начали строить зернохранилища такаюка, которые уберегали выращенные плоды от гниения и мелких грызунов. Архитектура зданий такаюка весьма незамысловата: над землей на крепких вертикальных опорах возводился деревянный сарай с простой двускатной крышей. Когда амбар был свободен, в него поселялись целые семьи. Со временем такаюка стали сооружать для вождей племени. Ученые считают: эту идею японцы подсмотрели у соседей. Увидеть архитектурный комплекс периода Яей можно в Ёсиногари, историческом парке префектуры Сага.

Могильники периода Кофун

Погребальный курган
Погребальный курган периода Кофун Япония

В 3-5 столетиях в архитектуре Японии появились новые конструкции. Это были громадные усыпальницы, впервые сооруженные вблизи городов Осака и Нара, которыми правило семейство Кофун. В них хоронили только правителей и богатую знать, а также их родственников. Первые могилы кофун выглядели как обычные насыпные курганы с квадратным либо круглым основанием. Очень быстро простые захоронения японцы стали оформлять как целые архитектурные комплексы.

Архитектура кофун из земляных холмов превратилась в сложные многоступенчатые возвышенности. Нередко их оформляли как парковые зоны: высаживали деревья и декоративные кустарники, дополняли дизайн камнями. Место захоронения японцы окружали рвом с водой, который по периметру также засаживали растениями. На сегодня в Японии сохранились около 10 тыс. кофун.

Храмовая архитектура Японии

Синтоистский храм
Синтоистский храм в Японии

В Японии места для проведения культовых ритуалов появились в древние времена. Примерно в 1-3 столетиях н.э. храмовые здания начали обретать специфические архитектурные элементы, которыми все более отличались от жилых построек. Уникальные особенности японской архитектуры четко прослеживаются уже в V-VII веках, когда начинается период массового строения религиозных комплексов. Традиционная вера коренного населения страны, синтоизм, основывается на почитании духов умерших. Этот факт нашел отображение архитектуре японских храмов.

Еще одна религия привнесла новые черты в традиционную японскую архитектуру. VII век – период активного распространения буддизма, который пришел из Поднебесной империи. Китайские образцы сильно повлияли на архитектуру синтоистских храмов. Одновременно в буддистских комплексах на территории Японии стали появляться черты, несвойственные религиозной архитектуре Китая.

Традиционная архитектура синтоистских храмов Японии

Архитектура культовых сооружений синтоистов имеет несколько характерных особенностей. Главная – они строятся из цельной древесины, которую не красят и не обрабатывают иными средствами. Двускатные крыши всегда гладкие и далеко выступают за внешние стены. Архитектура храмов отличается простотой и строгостью линий, минимумом декорированных элементов. Здания монастырских комплексов в Японии расположены в четкой симметрии друг к другу.

люди и тории в воде
Ворота тории

В синтоистских святилищах всегда присутствуют обязательные архитектурные элементы: высокие прямоугольные ворота без створок (тории) как место перехода из материального мира в духовный, статуи львов и собак, животных-охранников у входа, источник воды, чтобы очистить рот и руки перед тем, как зайти внутрь. В центре храма находится святыня, а по периметру – помещения для подношений и молитв. Кроме того, архитектурный ансамбль включает сцену для традиционных в Японии представлений театра «Но».

Буддизм: храмовая архитектура в Японии

Бёдоин - Киото, Японии
Буддийский храм Бёдоин — Киото, Японии

Архитектура буддистских культовых зданий отличается от синтоистских. На первый взгляд, они очень похожи, но разделяются по ряду признаков. Прежде всего храмы буддистов строятся на каменном фундаменте. Крыши у них более выгнуты, с приподнятыми вверх концами. Деревянные части щедро украшены резьбой, металлическими элементами, росписью либо позолотой. Как правило, стены красного или золотистого оттенка, иногда с вкраплениями черного либо белого цветов.

Для ансамбля буддистской святыни характерны архитектурные составляющие: ограда и высокие ворота, храм в центре комплекса, меньшие здания (для проповедей, хранения книг и ценностей), пагода в 3–5 ярусов, колокольня. Для архитектуры буддизма симметрия не является главным условием. Гораздо важнее гармония с окружающей природой, поэтому размещение зелени, камней или водоемов продумывается до мелочей.

Средневековая японская архитектура

Храм Кинкакудзи
Храм Кинкакудзи — золотой павильон (Киото)

Средние века внесли свою лепту в архитектуру Японии. Для буддистских храмов стал традиционным стиль дзен с характерными позолоченными крышами и большим количеством помещений внутри. Яркий пример – Золотой павильон в Киото. Обычные жители страны довольствовались минками, простыми усадьбами на 1–2 яруса, в которых внутреннее пространство делилось не стенами, а подвижными ширмами.

16–17 столетия – бум замковой архитектуры в Японии. Междоусобицы заставляли удельных князей строить каменные укрепления, защищать их оградами и рвами с водой. В средние века доминировал стиль ямадзиро. Его особенность: в центре архитектурного сооружения находилась башня, которая связывалась переходами с большим количеством меньших пристроек. Комплекс надежно охранялся защитными сооружениями. Классический пример архитектуры ямадзиро – Имедзи, замок Белой цапли с более 80 постройками.

Замок Белой Цапли
Замок Имедзи (замок Белой Цапли)

Роскошь ямадзиро сменил архитектурный стиль хирадзиро. Для него характерно размещение построек на возвышении в центре ландшафтного парка. Как правило, каменный дворец на 1–2 этажа внутри отделан деревом. Стиль хирадзиро лучше всего демонстрирует замок Кацура (XVII век, Киото). Еще один пример средневековой японской архитектуры – домики для чайных церемоний. Легкие, похожие на хижины одноэтажные здания имели небольшую дверь и много окон под потолком. Сейчас известно более 100 видов чайных домиков — тясицу.

Новое время и архитектура Японии сегодня

небоскреб и храм
Японская архитектура, Токио

Эпоха Мэйдзи совершила кардинальный переворот в японской архитектуре. Пришли западные технологии, материалы и образцы. Однако японцы сумели не копировать, а переосмыслить опыт других стран и предложить свой уникальный взгляд на архитектурные стили. Уже в конце XIX века в стране активно развивалось строительство: использовали кирпич и камень, железобетонные перекрытия, строго планировали городские кварталы.

В середине XX века в архитектуре Японии надежно приживаются сталь и бетон. В это время появляется метаболизм – стиль незавершенности, который ярко представляет Накагин, столичное здание-капсула.

Накагин
Накагин — капсульная башня в Токио

Главная забота сегодняшней japanese architecture – сейсмоустойчивость зданий. Поэтому японские дома нередко строят на сваях, используют стальные каркасы и платформы на рельсах, нередко встречаются легкие сооружения из стекла. Однако с высокими технологиями всегда рядом природа: зеленые насаждения, водоемы и мостики, сады камней.

Японская архитектура: особенности

Современные небоскребы
Современные небоскребы в Осаке

Можно ли вывести общие черты архитектуры Японии, присущие давним векам и современности? Да, они есть: простота, лаконичность стиля, строгие очертания и изысканность. Стране Восходящего солнца характерна сдержанность форм и оттенков. Традиционную японскую архитектуру можно смело назвать минималистической. Большинство зданий в 20 столетии построены в стиле конструктивизма, который отличается монолитным внешним видом, сдержанным дизайном и четкими линиями.

Японцы до сих пор стремятся не контрастировать с окружающей природой. По сей день они используют древесину, окружают себя зеленью и натуральными материалами, гармонично вписывают архитектурные объекты в ландшафт. Современные постройки в Японии, даже многоэтажные, кажутся легкими и очень аккуратными, чем лишний раз доказывают, что простота может быть гармоничной, необычайно притягательной и неповторимой.

Знаменитые архитекторы Японии

Японская школа архитектуры появилась в конце XIX века. Она начала свою работу в 1873 году с открытия в Токио технического колледжа, который готовил будущих архитекторов. Многие мастера стали далеко известными за пределами страны. Например, автор зданий вокзала и государственного банка в Токио Тацуно Кинго или Катаяма Токума, который спроектировал в европейском стиле гостевой дом для правительства Японии и резиденцию для главы давнего клана Икеда в Тоттори.

Кендзо Танге к началу 60-х годов создал ряд новаторских архитектурных проектов, которые включали жилые здания и госучреждения. Преображение столицы символизировало послевоенное обновление Японии. В то же время творил не менее почитаемый мастер архитектуры Кадзуо Синхара. Однако он сосредоточился на строительстве жилых невысоких домов, в которых черты классической архитектуры комфортно перетекали в детали модерна.

Тадао Андо
Японский архитектор Тадао Андо

Знаменитый современный архитектор Тадао Андо в своих работах стремится объединить бетонные конструкции и живую природу, технологические новинки и традиционную архитектуру Японии, постоянно играет со светом. Он прославился как творец большего музейного комплекса на острове Наосима, известного в Осаке дома Адзума и жилого квартала в городе Кобэ.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментарии : 2
  1. олег

    :idea:

  2. Андрей

    Спасибо. Не обычная, но очень красивая архитектура.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: