Основу любого национального государства составляет нация. Нация, в том числе в Японии, характеризуется общим для всего населения историческим прошлым, единым экономическим пространством, языком, культурой и символикой. Символы Японии заслуживают особого внимания, так как набор, почитаемых той или иной нацией символик, не случаен – он складывается исторически, вбирая в себя особенности коллективной ментальности, исторического развития, принципы культивируемого способа мышления населения Японских островов.
Перечень почитаемых в Японии национальных символов обширен, но в то же время сильно отличен от привычного европейского списка символов. Об основных японских культурных, исторических и официальных символах и пойдет речь в данной статье.
Содержание
О списке основных символов японского общества
В российском политическом дискурсе культурный символ принято обозначать термином «духовная скрепа». При этом список таких «скреп», постулируемый внутри общества, совсем необязательно совпадает с аналогом, существующим в массовом сознании иностранцев. Например, водка, по мнению иностранцев, – это символ русской культуры. Однако россияне в большинстве своем так не считают.
То же можно сказать и о японской культуре. Те предметы, образы, культурные явления, гастрономические изыски, которые иностранцы считают японскими национальными символами, на практике, внутри японского общества таковыми могут и не быть. К примеру, азбука хирагана считается в мире символом национальной культуры Японии – она действительно уникальна. Однако сами японцы не выделяют свою азбуку в качестве «духовной скрепы», скорее считая её характеристикой-символом общества по умолчанию.
Священны же для жителей Японии символы, образы и предметы из следующих категорий: животные; природные и антропогенные, то есть, рукотворного происхождения, достопримечательности; растения; национальные блюда; праздники. Например, енотовидная собака, аист, гора Фудзи, сокол, цветок сакуры, икебана как национальное искусство, историческая культура самураев (в том числе кодекс поведения бусидо) и многие другие уникальные культурные символьные формы, свойственные только Японии.
Официальные символы Японии
Япония, несмотря на тяжкое поражение во Второй мировой войне, которое до сих пор накладывает определенные ограничения на ее политическое и экономическое развитие, является активным участником международной политики. Поэтому Япония имеет свои флаг, гимн и герб – официальные государственные символы Японии.
Флаг
Флаг Японии прост, его легко запомнить (впрочем, как и все символы Японии). На белом полотнище располагается ровный ярко-красный круг, символизирующий Солнце, то есть бога-императора. Сами японцы называют флаг хиномару или ниссё-ки, то есть «солнечный флаг».
История символа ведет в раннее Средневековье. Во время монгольского вторжения XI века император отчаянно нуждался в сплочении японского народа, в том числе при помощи символов, и текущий вариант флага был предложен ему буддийскими монахами.
Долгое время флаг Японии был символической формальностью – страна была закрыта от мира и не нуждалась в международных государственных символах. Но в 1868 году, во время реставрации Мэйдзи, он стал официальным и существовал в неизменном виде до 1999 года.
В 1999 году флаг Японии был изменен под европейский стандарт – традиционное полотно с пропорциями 7:10 было изменено на пропорции стандарта Организации Объединенных Наций 2:3.
Гимн
Гимн как символ Японии такой же древний, как и её флаг. Текст составляет древнее японское стихотворение, автор которого неизвестен. Называется оно «Кима га ё», что можно примерно перевести как «Чествование императора Японии». Для написания стихотворения использовался национальный японский стиль вака. Оно было обнаружено в сборнике средневековой японской поэзии «Кокинвакасю», который учёные приблизительно датируют X–XI вв.
Долгое время волею случая стихотворение было неофициальным гимном Японии, однако фактически оно им стало только с реставрацией Мэйдзи и началом промышленной революции в Японии, то есть в 1970–1980-е гг. Текущий вариант музыки к гимну написал в 1880 году Франц фон Эккерт, Акимори Хаяси и Ёсиика Оку. Формальное утверждение гимн получил совсем недавно – в 1999 году. Тогда правительством Японии был принят Закон о государственном флаге и гимне, или Закон о государственных символах. Гимн Японии является самым коротким среди формально утвержденных гимнов, а также самым древним из ныне актуальных музыкальных государственных символов.
Герб
Японский герб как символ отсутствует в европейском смысле. Дело в том, что Япония долгое время развивалась изолированно от остального мира, потому сложной геральдической традиции составления гербов с фиксированными смыслами-символами для каждого родовитого дома (как в Европе) здесь не сформировалось. Самурайские дома Японии выбирали в качестве своих символов простые и лаконичные природные символы. Так, до сей поры символом правящего императорского дома является хризантема с двойным рядом лепестков. Именно она играет роль официального герба Японии. Называется она кикукамонсе.
Императорская печать
Официальные знаки Японии включают императорскую печать – личную печать императора, которую кроме него долгое время использовать не мог никто. Выглядит она просто – это стилизованное изображение цветка хризантемы с двумя рядами лепестков общей численностью 16 единиц. Младшие члены императорской фамилии могут использовать печати попроще – с 14-ю лепестками. Лепестки одинаковые, расходятся от центрального круга диаметрально.
Известно, что первым императором Японии, сделавшим хризантему своей личной печатью, был Ги Тоба – правитель эпохи Камакура. В 1871 году был введен запрет на право пользования печатью всеми, кроме императора. После Второй мировой запрет был снят.
Сегодня японская императорская печать применяется не только высшим правителем. Она украшает широкий перечень документов, включая религиозные указы, правительственные постановления Японии. Символ также украшает каждый японский заграничный паспорт.
Почитаемые животные — символы Японии
Современные культурные традиции населения Японии во многом объясняются историческими религиозными причинами. Так, на становление отношения японцев к животным и растениям во многом повлиял синтоизм, с одной стороны, и буддизм, с другой. Японский синтоизм анимистичен, то есть поклонение животным является одной из основ его религиозной практики. Религиозные атрибуты или символы Японии включают образы следующих животных.
Тануки
Тануки – постоянный герой японских народных сказок и преданий. Этот зверек может превращаться во что угодно. В японском фольклоре есть истории о том, как тануки превращается в чайник, толстого монаха или маленькую девочку, и все ради того, чтобы напугать человека и посмеяться над ним. Смех и забавы – вот единственный смысл существования тануки. За это зверька и любят жители Японии.
Принято считать, что если повесить фигурку японского оборотня у себя дома, то количество регулярно посещающей дом удачи вырастет в геометрической прогрессии. Жители Японии очень суеверны.
У японского тануки есть и реальный прототип – японская енотовидная собака. Мордочка зверька чем-то напоминает лисью, и сердиться на него обитатели Японии не могут. Даже с учетом того, что он всеяден и периодически залазит в дома к жителям. Такие собаки не очень умны и совсем не быстры. Но природная хитрость позволяет им комфортно чувствовать себя в мире. Правда, все вышеописанное не мешает японцам употреблять мясо енотовидной собаки в пищу. Японцы считают его деликатесом.
Така
Японское слово «така» в переводе на русский означает «ястреб». Японцы называют этим словом всех птиц семейства «Ястребиные». В знаковые символы Японии ястреб така попал очень давно.
Издавна японский ястреб полюбился самураем. Многие знатные дома Японии украшали гравюры и другие символические изображения така. Перо ястреба было символом храбрости, доблести и решительности. До сих пор в массовом сознании жителей Японии оно ассоциируется с оружием, а татуировками с пером сокола украшают плечи члены японских мафиозных кланов якудза, которые ведут род как раз от самураев (если точнее, от ронинов, то есть самураев, оставшихся без непосредственного сюзерена).
Токи
Токи – это птица-ибис из Японии. Обитает она и в России, занесена в государственную Красную книгу. Символом Японии стала в основном из-за того, что ее перья на свету отливают красноватым оттенком, что навевает мысли о японском флаге. Особую почтительность по отношению к птице токи выказывают жители префектуры Ниигата в северо-западной части острова Хонсю в Японии. Питается птица в основном рыбой.
Киндзи
А вот японский киндзи в России не обитает. Это японское название экзотической птицы – зеленого фазана, для которого Японские острова являются естественным ареалом обитания. В других местах вид почти не встречается. Несмотря на уникальный статус, символом Японии птица была сделана «искусственно» уже на современном этапе развития страны – в 1947 году местные орнитологи предложили закрепить за ней такой статус официально, что и было сделано Правительством.
Тем не менее, символ прижился, и сегодня зеленый фазан украшает почти каждую свадьбу в Японии. Ведь природная особенность птицы заключается в том, что она сильно привязывается к своему потомству, что для японцев немаловажно – крепкая семья остается основой социума.
Японский аист цуру – символ супружеской верности
Цуру – японское название аиста. Вид этих птиц, обитающих в Японии, уникален и отличается от аналогов из других стран в том числе и внешностью. Цуру легко узнать по красной «шапке» на голове.
Цуру в Японии традиционно являются символом супружеской верности, нежной любви и долголетия. Аисты по птичьим меркам живут очень долго, а цуру на всю жизнь выбирает одного-единственного партнера для спаривания.
В японском массовом сознании символ цуру также неизменно связан с историей девочки Садако Сакаи. В 1945 году американские бомбардировщики B-29 впервые в истории (всего атомных бомбардировок было две и обе – по японским городам) применили атомное оружие. Бомба с говорящим названием «Толстяк» упала на Хиросиму и стерла ее с лица Земли. В городе жила маленькая девочка Садако Сакаи. Она выжила при бомбардировке, но получила сильную дозу облучения и стала страдать лучевой болезнью.
Девочка верила, что аист может помочь ей выздороветь. Она решила, что если успеет сделать 1000 бумажных аистов из бумаги, то смерть обойдет ее стороной. Она не успела. Тогда другие жители Японии сделали их вместо нее, увековечив тем самым память Садако. С тех пор бумажный аист – японский символ мира.
Нэко
Нэко – это название котов и кошек в японском языке. Символы-кошки занимают важное место в культурах многих стран мира, однако почитание по-японски выделяется и здесь. Так, в синтоизме кошкам посвящен целый культ со своей традицией поклонения. Также кошкам посвящены несколько синтоистских храмов.
Согласно традиционной японской легенде, некогда в раннем Средневековье рядовой самурай Ии Наотака ехал домой мимо храма. Он увидел кота, который призывно махал ему лапкой, как бы зазывая внутрь. Самурай спешил и проехал мимо, но уже через минуту попал под ливневый дождь. Тогда он спешился и пошел к храму, а в место, где он находился минуту назад, ударила молния. Таким образом, кот спас самураю жизнь. Удивленный Ии пожертвовал храму огромные суммы, а кошек в Японии с тех пор стали почитать как религиозный и культурный символ.
22 февраля является в Японии государственным праздником. Это – День кошек. Дата выбрана неслучайно, ведь подряд названные цифры «2-2-2» звучат в японском как «ни-ни-ни», что чем-то напоминает мурлыканье кошек.
Священный символ Японии — вулкан Фудзияма
Национальные символы Японии были бы неполны без упоминания Фудзиямы, которая также часто именуется горой Фудзи. Это доминантная вершина острова Хонсю, составляющего основную часть государственной территории Японии. Находится географический символ в 90 километрах к юго-западу от столицы Токио. Высота горы – 3776 метров над уровнем моря.
Геологически национальный символ Японии относится к типу стратовулканов, то есть таких вулканов, что состоят из послойно укладывавшейся в ходе извержений лавы. Это также объясняет и правильную коническую форму горы.
Вулкан Фудзи по-прежнему относится к разряду активных, хотя и слабых вулканов. Последнее его извержение датировано японскими источниками 1707–1708 гг. Таким образом, в перспективе он все еще может напомнить о себе, так как Японские острова тектонически очень активны.
Формально вся гора находится в собственности Великого Храма Хонгу Сэнгэн синтоистской направленности. Гору ему в 1609 году подарил великий сёгун Японии Токугава Хидэтада. Гора священна как для синтоистского, так и буддийского культа. На сегодняшний день на вершине горы находятся священный синтоистский храм ясира, почтовая станция и несколько хозяйственных построек. Вершина вместе с парковым комплексом входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Цветение сакуры и хризантемы
Соединение буддийской и синтоистской традиции дало японскому обществу еще одну уникальную традицию Японии, ставшую символом страны – созерцание распустившихся цветов. Цветам поклонялись еще древние японцы, а созерцание при полном очищении сознания есть канон дзен-буддизма. Традиция любования получила в Японии наименование «ханами».
Японцы любуются цветением всех цветов, однако наибольшее значение в их пантеоне имеют сакура и хризантема. Первым даже посвящен специальный государственный праздник – Праздник Ханами, выпадающий на активное цветение вишневых деревьев.
Важное значение для японца имеет и осеннее цветение хризантем, поскольку они символизируют императорскую власть, ее божественное происхождение.
Статуэтки и куклы
Японское общество издавна отличалось развитой культурой изготовления кукол и небольших скульптур. Самые древние из них относятся к древнему периоду Дзёмон ранней истории Японии. Археологи полагают, что в то время статуэтки служили в первую очередь в качестве талисманов, оберегов и прочих религиозных символов, что укладывается в языческую синтоистскую культуру ранней Японии.
В дальнейшем японская традиционная кукла продолжала постоянно развиваться. Получили распространение такие направления, как кокэси (изготовление кукол из дерева путем вырезания с последующей декоративной раскраской яркими цветами), тиогами-нингё (изготовление кукол из бумаги), каракури-нингё (механические куклы с двигающимися ногами и руками), хина-хингё (специальные тематические куклы, которые традиционно дарят девочкам на День Девочек – Ханимацури) и многие другие.
Процветает традиционная японская культура кукол и сегодня, обретая все более причудливые эклектичные формы.
О японских легендах
Японские легенды уникальны. Их влияние на современную японскую культуру очень велико. Это ясно каждому, кто хотя бы раз смотрел японский фильм ужасов. Эти ленты настолько необычны и страшны, что вполне могут развить в рядовом европейце какую-нибудь фобию.
Вот некоторые из распространенных в Японии современных легенд и суеверий, корни которых уходят в далекое прошлое.
Боязнь числа 4 (по-научному тетрафобия)
Японцы не боятся числа 13, которое для европейцев является символом дьявола, зато не жалуют «четверку» и считают ее несчастливым числом. Лингвисты полагают, что исторически так сложилось потому, что иероглиф, обозначающий число, звучит как «сы». Это созвучно аналогичному по звучанию слову, обозначающему «смерть». «Четыре» и «смерть» в японском языке можно различить только по тону произношения.
Тэк-Тэк
Жила-была женщина, которую звали Касима Рэйко, и ее переехал поезд. После этого несчастного случая призрак девушки в виде половины тела, вооруженный косой, ходит по городам и убивает людей в темное время суток, разрубая их пополам. Эти люди не имеют возможности попасть в рай, и сами становятся «Тэк-Тэк». Имя призраку в Японии дано в соответствии со звуком, который он издает при перемещении в пространстве.
Легенда о красном плаще
Молодой человек из Японии по имени Ака Манто – призрак, который может в любую минуту явиться девушке в туалетной комнате. При появлении он задает ей вопрос: «Вы какой плащ выбираете, красный или синий?» В некоторых вариантах легенды вопрос ставится о выборе накидки, либо туалетной бумаги красного или синего цвета. При выборе синего плаща, Манто задушит ее, при выборе красного – отрубит несчастной голову. Если девушка выберет оба – пол разверзнется у нее под ногами, и она отправится прямиком в ад. Возможности для спасения легенда не предусматривает.
Кутисакэ-онна
По улицам городов бродит девушка с разорванным ртом, который она скрывает повязкой. Подходит она обычно к детям, шатающимся по местам, не подходящим в Японии для детских прогулок. Девушка подходит к школьнику и спрашивает: «Я красивая?»
Если школьник ответит отрицательно, девушка сорвет платок и продемонстрирует собственную ужасную физиономию со змеиным языком и спросит: «А теперь я красивая?» Если жертва ответит отрицательно или замешкается, призрак отрежет ей голову ножницами. При положительном ответе – только изуродует лицо. Спасись от нападок можно, опережая девушку с вопросами.
Национальная кухня
Культура Японии отличается от европейской и в гастрономическом плане. Японская кулинария являет собой еще один отличительный японский национальный символ. Ключевыми характеристиками национальной кухни Японии следует считать следующие положения:
- Применение риса в качестве основного продукта.
- Обилие рыбы и морепродуктов в рационе.
- Обилие сырых слабо обработанных продуктов.
- Естественность во всем.
Среди самых распространенных японских блюд можно выделить следующие кулинарные символы:
- Рамэн – лапша в крепком бульоне, в который добавлены овощи и мясо.
- Онигири – шарик из риса с начинкой внутри.
- Сашими – свежевыловленные морепродукты без термической обработки с добавлением приправ.
- Моти – сладость из риса с разнообразными начинками.
Самурайская культура
Самураи издавна были объектом всеобщего поклонения, национальным символом в культуре Японии. Это было военное служилое сословие, жизнь которого была подчинена четким правилам и ритуалам. Подробно правила поведения и этикета для самураев были изложены в кодексе бусидо («Путь воина»). Настоящий самурай должен был презирать смерть, уметь терпеть боль, беспрекословно подчиняться сюзерену (своему господину), виртуозно владеть мечом и идти до конца по предначертанному пути.
В экономическом смысле сословия самураев в Японии уже нет – последних подлинных самураев истребили в ходе промышленной революции, что частично (то есть не вполне подлинно) отражено в известном фильме «Последний самурай» с Томом Крузом. Самураям не было места в современной социальной структуре Японии, ведь фактически они являлись феодалами, владевшими землей на основе традиционного наследственного права.
И все же влияние самураев, как культурного символа, и через многие десятилетия прослеживается в японском обществе. Оно нашло отражение в производственной культуре (знаменитый «азиатский способ производства» по К. Марксу), в традиции беспрекословного подчинения начальнику, удивительной трудовой отдаче и исполнительности.