Японская чайная церемония

японский чай в чашках

Современное японское общество все дальше отходит от средневековых норм и традиций, очень долго сохранявших актуальность в стране. Мир становится все теснее, культурный обмен происходит непрерывно. Тем не менее до сих пор в японском обществе существуют неизменные и повсеместно культивируемые правила и обычаи, выделяющие его культуру из ряда подобных. Одним из таких национальных атрибутов является японская чайная церемония.

 

Как называется чайная церемония в Японии?

Гейша готовит чай

Строго говоря, сочетание «японская чайная церемония» – это не совсем точное отражение японской традиции в переводе на русский язык. Ведь это не только и не столько способ приятно провести время (чаепитие), а целый ритуал, обросший собственными правилами. В Японии веками развивались несколько направлений чайной церемонии, каждое из которых вкладывает в процесс свои определенные религиозные и философские смыслы.

В Японии для обозначения процесса применяется термин «садо» или «тядо». Дословно его перевести нельзя – слово уникальное, но тематически оно примерно означает «чайное искусство» или «чайный путь». Эти сочетания в лучшей мере описывают глубокий смысл мероприятия для жителей Японии.

История чайной церемонии в Японии

гравюра гейши и чайная церемония

Культура потребления чая в Японии уходят корнями в раннее Средневековье. Родиной культуры чайного потребления считается Китай, где он активно выращивался. Именно там сформировалась изначально своя, китайская, манера употребления напитка. Так, его употребление практиковали монахи-буддисты, которые верили в его чудодейственные качества и подносили Будде Гаутаме.

В Японию же чай попал в VII–VIII вв. нашей эры, параллельно с проникновением в страну буддийских монахов. Именно они стали первыми разработчиками национальной японской чайной церемонии. Так, в XII веке монах Эйсай научил искусству употребления чая сёгуна Минамото-но Санэтомо, который сделал его питие своей придворной традицией, тем самым поспособствовав популяризации напитка.

Тем не менее самурайская традиция употребления поначалу развивалась совсем не в каноне буддийской философии. Так, получили распространение «чайные турниры» – соревнования, в ходе которых дегустировались десятки видов чая, а участники должны были на вкус определить их сорт. Распространена была практика «фуро-но тя» – питие чая в ванной комнате вместе с женщинами.

Такая японская чайная церемония проводилась со свойственным для самураев того времени лоском и часто сопровождались также употреблением саке. В то же время монахи продолжали развивать собственный ритуал. Монах Даё впервые описал его и основал первую школу мастеров ведения чайной церемонии. Его наследником в этом деле стал Иккю Садзон, который передал знания ученику Мурата Дзюко. Последний, в свою очередь, смог волей случая донести свою чайную философию до сёгуна Асикага Ёсимицу, которому идеи простоты и гармонии были не чужды.

Именно Асикага впервые сформулировал основные духовные скрепы чайной церемонии, укладывающиеся в традиционное буддийское стремление к чистоте и просторе «ваби-саби»:

  • Дзяку – покой или тишина.
  • Ва – гармония.
  • Сэй – чистота.
  • Кэй – почтительность.

Другим видным деятелем от мира чая стал монах Сэн-но Рикю, впервые обосновавший идею чайного домика – культового места для проведения чайных церемоний. Именно тогда были выделены непременные атрибуты современного домика – сад тянива и дорожка родзи, сделанная из природного камня и ведущая к дому через сад.

Жизнь Рикю завершилась трагически. Его непосредственный сюзерен сёгун Тоётоми Хидэёси не любил простоты и тяготел к роскоши. В 1591 году он приказал Сэн-но совершить сэппуку, то есть ритуальное самоубийство, что и было им сделано. Тем не менее развитие чайной церемонии лишь усилилось. К XVIII веку на всей территории Японии сложились несколько школ проведения чайной церемонии, во главе каждой из которых стоял свой иэмото – лидер и духовный наставник.

Философия и особый смысл

разливание японского чая

Чайная церемония Японии имеет древний буддийский смысл. Одно из ключевых понятий буддийской философии – «сансара», больше известное в европейской публичной религиозной практике как «колесо фортуны». Жизнь дается человеку для того, чтобы он смог освободиться от собственной личности, став частью абсолютной энергии. Добиться этого можно, соблюдая строгие медитативные практики. Состояние единения с природой, с абсолютной энергией, называется нирваной. Человек, обретший при жизни нирвану, после смерти попадает в рай и уже не возвращается в сансару.

Буддистами были разработаны сотни вариантов медитаций. Чайная церемония в изначальном смысле – одна из них. Регламентация всех действий в ходе проведения мероприятия неслучайна – это должно способствовать тому, чтобы человек совсем не думал, не подключал рациональное мышление и сознание, полностью отдаваясь медитации – неспешной беседе или молчаливому созерцанию, по ситуации.

В современном обществе, конечно, люди уже не стремятся вырваться из сансары, однако медитация в той или иной форме по-прежнему необходима каждому, ведь процесс способствует очищению сознания, умственному и духовному расслаблению.

Часто ведущими чайную церемонию были гейши. Их задача, как мастеров чая, состояла в том, чтобы гости смогли полностью расслабиться и освободиться от рутинных мыслей, не имеющих в масштабе вечной Вселенной никакого значения.

Типы чайных церемоний в Японии

чайный мастер готовит чай

Типов чайных церемоний в стране много. Каждый регион может похвастать своими уникальными традициями и культурными формами. Тем не менее, в масштабе всей страны культурологи обычно выделяют 6 общих видов японской чайной церемонии.

  1. Церемония восходящего Солнца. Суть – насладиться видом встающего из-за горизонта светила. Начинается в 3:00–4:00 в зависимости от времени года и заканчивается к 6:00.
  2. Утренняя. Начинается в 6:00.
  3. Послеобеденная. Обычно стартует в 13:00 после обеда. Из еды подается только сладкое.
  4. Вечерняя. Стартует в 18:00.
  5. Ночная. На нее гости обычно собираются к полуночи. Продолжается мероприятие до 4:00. Особенность ночных церемоний заключается в том, что порошковый чай матте часто готовится при гостях.
  6. Риндзитянао, или специальная церемония. Такие мероприятия могут быть приурочены к религиозным праздникам, обрядам. Исторически церемонию проводили перед отправкой на войну или перед совершением ритуального самоубийства сэппуку. Такие церемонии предъявляют особые требования к «мастеру чая». Он должен не только расслабить гостей, но и укрепить их дух.

Место проведения обряда

Каноническое мероприятие проводится в специально созданном для таких мероприятий месте. «Чайная» – это огороженная высоким деревянным забором территория, попасть на которую можно только через деревянные же ворота. Перед началом церемонии мастер открывает ворота, чтобы гости могли зайти и не отвлекали гуру от приготовлений.

Сразу за воротами обычно расположены несколько строений, в том числе прихожая, где гости могут оставить верхнюю одежду и обувь, и пункт сбора. Четких правил обустройства территории чайного двора нет. Его единственная функция – подчеркивать единение человека с природой. Сама чайная – тясицу обычно расположена в глубине тянива, то есть сада. К нему от ворот через весь сад ведёт каменная дорожка родзи.

Конечно, в современном обществе требования внешней атрибутики чайной церемонии соблюсти получается не всегда. Допускается проведение «упрощенных» вариантов медитативной практики в отдельном доме или даже просто в помещении.

Тянива

тянива

Тянива – это сад в месте постоянного проведения чайных церемоний. Его главная задача – создавать на определенной территории атмосферу полной отрешенности от мира. Потому «рукотворные» композиции в оформлении не приветствуются. Хотя сад высаживается, как правило, искусственно, расположение объектов в нем должно быть хаотичным, таким же, как в дикой природе.

Засаживается сад обычно вечнозелеными растениями – кустарниками, соснами, бамбуком. В знойное время сад должен давать укрытие от палящего солнца.

Сам сад обычно небольшой по площади. Его образ можно описать как фрагмент горного склона, поросшего лесом.

Объекты антропогенного происхождения в парке также приветствуются, однако они должны подчеркивать «дикость» природы. Фонари должны быть старыми и неяркими (они используются для подсветки дорожек).

Родзи

родзи

Родзи – это каменная тропа, ведущая к чайному домику от ворот сада. В темное время она подсвечивается тусклыми фонарями. По легенде, появилась дорожка во времена сёгуна Асикаги, которому при прохождении в чайный домик на тропу клали листы бумаги, чтобы его одежда не промокла от росы. Дословно «родзи» переводится как «земля, покрытая росой».

Современные родзи, как и в средневековье, делаются из природного камня. Они должны вписываться в общий дикий хаотичный облик сада. Камни укладываются таким образом, чтобы напоминать горную тропинку, а не привычный тротуар.

Тясицу

тясицу

Тясицу – это собственно чайный домик, в котором и проводится большая часть церемонии, производится употребление порошкового чая матте.

Домик должен отражать общую философию японской чайной церемонии, то есть быть неброским и неприметным, сливаться с садом. Расположен домик примерно в центре сада. Основной строительный материал – дерево.

Внутри в домике два помещения – единственная церемониальная комната и маленький узкий коридорчик, через который можно войти внутрь. Пройти по нему можно, только нагнувшись по пояс. Это сделано специально для того, чтобы каждый входящий поклонился перед церемонией. В былые времена это имело и другое значение – самураи с длинными мечами не могли зайти внутрь и оставляли основное оружие снаружи.

Внутри домик также очень прост. Стены обычно отделаны серой глиной, украшений, за исключением авторского произведения живописи особо славного чайного мастера, не допускается. Окна в домике есть, но расположены высоко над полом. В жаркое время они открываются. Полы устланы татами.

Центральное место в интерьере тясицу занимает токонома – специальная ниша, расположенная прямо напротив входа. Туда перед церемонией мастер помещает емкость с благовониями, а также свиток с каким-нибудь кратким буддийским изречением. «Фразу вечера» подбирает сам мастер чая.

Посуда для церемонии

Утварь для японской чайной церемонии

Чай на церемонии употребляется зеленый – матте. Посуда должна соответствовать философскому содержанию мероприятия, то есть быть неброской и лаконичной. Обычно это белый фарфоровый набор, в идеале – передаваемый из поколения в поколение. Состоит набор из чайничка и чашек-пиал. Также обязательным атрибутом является медный котелок, в котором кипятится вода. Кипячение происходит на специальном устройстве с открытым огнем. Также непременным атрибутом является бамбуковая кисточка, которой мастер производит помешивание напитка перед распитием.

Действо наливания происходит следующим образом: мастер споласкивает кипятком чашки гостей, затем разливает по ним чай в чашки до тех пор, пока пенка не достигнет края пиалы.

Какой чай используется

матте, матча

Сорт чая, обычно используемый в чайной церемонии, остается неизменным уже несколько сотен лет. Это зеленый порошковый чай матте. Однако приготовляется он в ходе церемонии в двух видах, отличных между собой консистенцией. Так, зеленый и очень густой чай който заваривается мастером в первой части церемонии. Пьют напиток по очереди из общей чаши. Жидкий же чай юсутте употребляется из индивидуальных чашек за неторопливой спокойной беседой во второй части церемонии.

Этапы церемонии: кратко о главном

Ваби Саби

Традиционное чаепитие в Японии включает, как правило, следующие этапы и действия.

  1. Гости собираются в специальном павильоне за воротами. Количество гостей – 5 человек или меньше.
  2. Мастер приглашает гостей в тясицу и ведет их по тянива.
  3. Перед тясицу гости омывают руки и лицо в специальном колодце.
  4. Гости заходят в тясицу, низко поклонившись в коридоре, мастер ставит воду на коптильню, все выходят в сад и не спеша гуляют. Перед этим можно употребить легкие закуски, чтобы утолить голод.
  5. Мастер приглашает вернуться в тясицу. Там он готовит густой чай. Гостям надлежит молча любоваться движениями мастера.
  6. Гости пьют чай из одного чана. Это как бы связывает их круговой порукой, способствует установлению атмосферы всеобщего доверия.
  7. Далее мастер готовит жидкий чай. Гости могут общаться под чаек.
  8. Мастер извиняется и уходит. Гости могут посидеть еще немного.
  9. Гости расходятся, а мастер возвращается, чтобы прибраться в помещении.

Чайные школы в Японии

ученики японских чайных школ

В современной Японии насчитывается около 50 школ чайных мастеров. Традиционно все они находятся под покровительством буддистов и, как правило, размещаются в монастырях. Наиболее распространенные школы – сансэнке, урасэнке и омотэсенке. Вторая имеет представительства во многих странах мира, включая Россию. Первая же считается древнейшей – она ведет историю напрямую от основателя, некогда совершившего сэппуку по приказу Хидэёси – Сэн-ю Рикю.

Чем японская чайная церемония отличается от китайского аналога?

Чай некогда попал в Японию из Китая, да и сама идея церемонии, судя по всему, попала на острова с материка вместе с буддийскими монахами. Тем не менее буддизм в этих странах, а значит, и чайная церемония, развивались по-разному. Корень отличий – в философии церемонии по-китайски и по-японски.

В Китае принято наслаждаться чаем, родиной которого страна и является. Дружеская беседа – лишь дополнение к смакованию напитка. За вечер может быть испробовано несколько сортов чая.

Японская же церемония никогда не радует гостей обилием сортов чая и закусок, поскольку смысл чайной церемонии вовсе не в чае. Это акт медитации, погружения в себя, способ обрести гармонию с природой.

Можно ли провести чайную церемонию дома?

девушка готовит чай дома

Увы, провести чайную церемонию в условиях современного общества по всем канонам становится сложно физически даже в Японии – места в стране очень мало. Потому допускается чайная церемония дома. В конце концов, главный смысл мероприятия – очищение сознания. Если эта цель будет достигнута, то место проведения не так уж важно.

Главное – следовать буддийским принципам чистоты и простоты. В помещении не должно быть ничего лишнего. Чай должен быть порошковым и зеленым, роль мастера может исполнять хозяин квартиры. В углу комнаты стоит поставить композицию икебана, ароматическую свечку и свиток с фразой, задающей тон вечера. В остальном стоит следовать старинному канону.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментарии : 5
  1. Николай

    Интересная статейка. Спасибо автору.

  2. Вадим

    Из всех чайных церемоний практику «фуро-но тя» я бы рекомендовал как ежедневную! :!: ;-) :idea:

  3. melnikova

    Очень красивая традиция!

  4. Интересующийся

    искал инфу по расположению элементов интерьера внутри чайного домика по сторонам света. :cry: узнал только, что ниша напротив входа.

    1. const42 (Автор)

      Доброго дня! Думаю, что внутреннее устройство и интерьер чайного домика потянет на отдельную статью. В рамках этой статьи была рассмотрена чайная церемония в целом, без таких подробностей. Большое вам спасибо за идею, я обязательно напишу статью на эту тему.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector