В фольклоре многих странах мира имеется немалое количество всякой нечисти и злых духов, однако Япония шагнула в этом отношении далеко вперед. Японские демоны и чудовища, которые осязаемы и с которыми могут столкнуться люди, называются ёкай. Начнем знакомство с миром японских демонов с одной из его красавиц — футакучи-онна, описанной в сборнике странных рассказов «Эхон Хяку Моногатари» в 1841 году.
Содержание
Описание футакучи-онна
Футакучи-онна (яп. 二口女) – красивая молодая женщина-ёкай с двумя ртами, один из которых расположен на затылке. Сверху его прикрывают длинные волосы. Дополнительный рот гораздо больше обычного, у него толстые губы и множество зубов. Эта особенность футакучи-онна причиняет ей немало неудобств и неприятностей. Второй рот живет своей жизнью, причиняя футакучи-онна жуткую боль. Чтобы его унять хотя бы на время, нужно хорошенько его покормить. Чудовищный рот поглощает огромное количество еды, которая исчезает в нем, как в черной дыре. Длинные волосы футакучи-онна становятся похожими на щупальца и работают как палочки для еды, складывая в рот все съестное. Если чудовищный рот вовремя не покормить, то он, помимо болевых ощущений, может начать болтать лишнее и рассказывать всякие тайны женщины, постоянно требуя еды. Свою особенность футакучи-онна держит втайне и никому ее не раскрывает.
Внешне футакучи-онна выглядит достаточно привлекательно – молоденькая, худенькая, трудолюбивая. На людях практически ничего не ест или ест очень мало. Совсем непохожа на чудовище, а скорее на мечту любого неженатого мужчины или холостяка. Но когда никого рядом нет, она начинает поглощать пищу вторым ртом в огромных количествах.
Если разобраться, то данный представитель ёкай скорее жертва и заложник своей чудовищной сущности, а не злобный агрессор по натуре. Причина всему этому – проклятие обычной женщины за плохие поступки, после чего она стала футакучи-онна.
Как появилась футакучи-онна
Появление чудовищного проклятия, сделавшего из обычной женщины демона – футакучи-онна, описано в японских сказаниях. Популярна следующая легенда.
Жил в Японии мужчина. Была у него жена и дочь. Случилось так, что женщина умерла, и мужчина привел в дом вторую жену. Она родила еще одну девочку, однако при этом жутко невзлюбила падчерицу. Мачеха всячески ограничивала в еде неродную дочь, а родная получала еды в избытке. Неудивительно, что первый ребёнок спустя некоторое время тихо умер голодной смертью. Почему бездействовал родной отец – непонятно, легенды об этом умалчивают. Но факт остается фактом: вторая жена сгубила свою падчерицу.
Через 49 дней (это то время, когда по японским поверьям душа умершего еще находится между небом и землей и ожидает решения свыше относительно своей участи в загробной жизни) со злой женщиной произошел несчастный случай. Ее муж колол дрова и, хорошо размахнувшись, нечаянно ударил женщину по затылку. Образовалась большая кровоточащая рана, которая никак не заживала. Вскоре вокруг раны выросли губы, появились зубы, язык, а сама рана превратилась в огромный безобразный рот. Он стал беспрестанно требовать еду и причинять женщине боль. Если рот на затылке вовремя не покормить, он кричал голосом умершей падчерицы. Рот жил своим разумом и жизнью и как-то раз во время сна женщины рассказал ее мужу старшую тайну произошедшего: «На мне лежит проклятие, ведь это из-за меня твоя дочь умерла от голода! Ее смерть случилась по моей вине!»
Чем все закончилось, легенды не говорят, но, думаю, понятно всем. Вряд ли нормальный здравомыслящий муж продолжит жить с такой женой. Видимо, футакучи-онна после разоблачения была вынуждена искать себе другой дом. Отсюда в японском фольклоре появляется множество сказок и историй, идущих примерно по одному сценарию. Об одной из них расскажем дальше.
Сказка о скупом угольщике
В префектуре Фукусима в одной деревушке жил скупой торговец древесным углем. Ему уже исполнилось 30 лет, но он до сих пор не был женат. Причина была проста: из-за своей скупости он просто не мог смириться с мыслью, что после свадьбы ему нужно будет кормить кого-то еще.
Нежданная гостья
Однажды поздно вечером к нему попросилась переночевать молодая женщина. Так как уже было темно, мужчина пустил ее в дом со словами: «Место переночевать найдем, но есть в доме нечего». На что женщина ему ответила: «Я не ем, а переночевать мне места хватит». Утром женщина никуда не ушла, а начала готовить обед и заниматься домашним хозяйством. Когда они сели обедать, мужчина обратил внимание, что путешественница совсем ничего не ела. Однако после обеда она с усердием продолжила домашние хлопоты. На следующий день все повторилось. Мужчина обрадовался, что встретил женщину, на содержание которой почти не нужно тратиться. И, недолго думая, женился на ней.
Все было хорошо, но вскоре мужчина начал замечать, что запасы риса в доме тают на глазах. При этом он прекрасно видел, что его жена практически ничего не ела, когда они садились обедать. Мужчина заподозрил неладное и решил проследить за ней. Он сделал вид, что ушел работать, а сам притаился на крыше дома и начал наблюдать за женой.
Разоблачение футакучи-онна
Ничего не подозревающая жена принесла из амбара рис и стала варить его в большой кастрюле. Она сделала себе 33 рисовых шарика, расплела свои длинные волосы и раздвинула их в разные стороны. На затылке своей жены мужчина увидел огромный ужасный рот, в который его жена начала закидывать рисовые шарики. Рот проглатывал все, что ему давали, и причмокивал от удовольствия. Мужчина пришел в ужас от увиденного и понял, что перед ним чудовище – футакучи-онна. Он также понял, что его жена-демон постоянно лукавила, демонстрируя при нем свой ничтожный аппетит. Обманутый муж разразился проклятиями.
Жена поняла, что открылось ее истинное лицо, и сделала вид, что сильно расстроилась. Она сказала, что раз уж все открылось, она вернется в дом своих родителей. Но так как они были женаты некоторое время, то она не может вернуться домой с пустыми руками. Женщина попросила дать ей с собой большое ведро. Мужчина подумал, что это небольшая потеря, чтобы отделаться от футакучи-онна, и принес ведро. Лицо женщины тут же исказилось от гнева и злости, она набросилась на несчастного угольщика, связала его и посадила в ведро. Взвалив ведро на плечи, она побежала с ним в горы, чтобы отдать мужа на съедение своим родителям.
Чудесное спасение
Небо заволокло тучами, пошел сильный дождь, чудовище бежало с ведром на спине, спотыкаясь и поскальзываясь в грязи болота. Ведро стало наполняться водой, и мужчина незаметно выскочил из ведра, при этом из-за тяжести воды футакучи-онна не сразу заметила потерю. Не веря своему спасению, горе-муж спрятался среди зарослей ирисов, растущих на болоте. Но вскоре женщина-демон обнаружила пропажу и вернулась. Однако она не смогла приблизиться к беглецу, так как ее отпугивал запах ирисов.
Увидев нерешительность своей бывшей подруги, мужчина сорвал росший рядом с ним цветок ириса и бросил его в преследовательницу. Цветок как нож пронзил ее грудь, и бывшая супруга упала и погрузилась в болото, а мужчина смог вернуться домой.
Прошло некоторое время и наученный горьким опытом мужчина понял, что больше не хочет себе жену, которая не ест, нашел подходящую трудолюбивую девушку и женился на ней. И жили они долго и счастливо.
Неожиданное продолжение истории в современном мире
Эта история имеет связь с современной Японией, вернее, с одним из ее многочисленных традиционных праздников. Поскольку чудесное спасение мужчины благодаря цветку ириса произошло 5 мая, с того времени в этот день жители Японии празднуют День ириса – Сёбу-но сэкку. Они раскладывают на карнизах своих домов листья и цветки ириса, чтобы отогнать злых духов. Первые упоминания об этом празднике датируются еще в начале IX века. Также в этот день 5 мая в Японии празднуется день мальчиков. Листья ириса похожи на меч, поэтому этот цветок ассоциируется у японцев с воинственностью и мужеством. В средневековой Японии ирис называли цветком самурая.
В современной Японии 5 мая отмечается День ребенка – Кодоми-но хи. Этот национальный праздник имеет статус государственного с 1948 года. Он входит в Золотую неделю японских майских праздников. В обязательную программу праздника входит любование ирисами, цветущими в это время.
Советы, как избежать опасности от футакучи-онна
Если подвести итог, то футакучи-онна одна из немногих представителей ёкаев, которая пытается наладить совместную жизнь с людьми, в частности, с мужчинами. Из других японских демонов подобными вещами занимается только кицунэ. Однако цель совместной жизни не создать крепкую и полноценную семью, а найти для себя хорошую кормовую базу, чтобы насытить прожорливый рот.
Агрессии футакучи-онна обычно не проявляет, если ее не рассекретили. Она просто крадет все съестное у людей. Поэтому опасность от нее невелика. Нет подтвержденных случаев гибели людей от футакучи-онна. Заморенный голодом ребенок – не в счет, ведь тогда еще футакучи-онна была простой женщиной.
Однако, если сущность футакучи-онна раскрыта, она будет атаковать и пытаться уничтожить того, кто обнаружил в ней демона. Использовать будет как прямое нападение, так и различные хитрости или ловушки. Цель одна – сохранить тайну и продолжить жить паразитом, питаясь за счет человека.
Если вы встретили милую, хорошенькую, работящую девушку, которая не прочь жить с вами в одном доме – не торопитесь и хорошенько приглядитесь к ней. Вас должен насторожить тот факт, если девушка не ест или ест очень мало. Еще одним тревожным звоночком должно стать необъяснимое исчезновение еды или продовольственных запасов в доме. На футакучи-онна будут также указывать крошки еды в волосах, а также самопроизвольное шевеление прядей длинных волос. Выдать футакучи-онна может неясное бубнение рта, когда, казалось бы, женщина молчит. Тогда остается последний способ проверить свою потенциальную избранницу. Нужно незаметно, но очень внимательно разглядеть ее затылок под волосами. Если обнаружится второй рот, то не стройте из себя героя и просто бегите. Согласно легендам – это самый безопасный способ выбраться без потерь из такой передряги. Футакучи-онна доест все ваши запасы и уберется из вашего дома. Сами вы ей неинтересны.
Еще больше информации о футакучи-онна вы узнаете из этого видео:
Это ж надо было такое придумать японцам!