Инари — богиня процветания и плодородия

Инари

Богиня Инари – это ками́, то есть синтоистское божество, особо чтимое в Японии. Оно известно в японской мифологии свыше 1000 лет. Любителям аниме из других стран это божество хорошо известно, так как оно часто фигурирует в японской мультипликации. При этом многие, представляя образ божества, ошибочно думают про Инари что это лиса с несколькими хвостами или прекрасная девушка с длинными распущенными волосами. В действительности божество Инари многоликое, покровительствующее многим аспектам жизни японцев.

 

Что это за божество

Богиня Инари

Известно, что Инари (яп. 稲荷) – ками-покровитель сельского хозяйства, ремесленничества и промышленного производства. Поскольку от успеха сельскохозяйственной и промышленной деятельности во все времена зависело благополучие народа, в восприятии японцев с давних пор Инари – это божество плодородия и процветания.

Инари – не только одно из самых почитаемых, но и наиболее загадочное и странное синтоистское божество. Загадочность заключается в том, что у этого ками может быть разный пол, возраст и внешний облик. Половая принадлежность издавна различалась по регионам Японии. В одних районах божество воспринимали как юную прекрасную девушку, в других – как бородатого старичка, в третьих – вообще как бесполое или многополое существо.

Изначально божество воспринималось именно как бесполое, но постепенно японцы, представляя, что такое Инари, начали наделять ками женскими чертами, поскольку плодородие ассоциировалось с образом женщины.

В некоторых японских мифах ками Инари в мужском образе женился на богине земледельцев Уке Моти. И когда та умерла, бог-муж взял на себя ее покровительствующие функции.

Перевод имени Инари – в действительности сокращение словосочетания Ине ни Нару, которое означает «перевозить рис». Вообще, правильно и уважительно следует называть мифологическое существо – Инари Оками, что переводится как «великое божество Инари». Также японцы нередко употребляют название Та-но-Ками, что означает «божество рисового поля».

Как богиня Инари связана с лисами

Кицунэ Инари

С Инари тесно переплетен японский синтоистский культ почитания лисы. Это животное считается помощником Инари. Считается даже, что божество способно перевоплощаться в лису.

Лиса в восприятии японцев – непростое животное. В японской мифологии лисы, или кицунэ, – одни из наиболее распространенных духов, то есть ёкай. Кицунэ – хитрые, прозорливые, наделенные широкими житейскими знаниями и магическими навыками существа. Эти духи практически всегда относятся к женскому роду. Поэтому Инари богиня в лице японского божества кицунэ всегда предстает женской сущностью.

Синтоисты верят, что лисы кицунэ обретают способность перевоплощаться в человека после достижения 50 лет, а в некоторых мифах 100 лет. В человеческом облике лиса обманывает людей, доводит до сумасшествия. Она также может вселяться в человека, забирая у него жизненную силу. Дух кицунэ проникает в человека через пальцы или грудь. Находясь внутри тела, он заставляет носителя совершать безумные поступки, разговаривать неузнаваемым голосом. Считается, что наиболее подвержены нападению лисьего духа суеверные женщины.

Роль кицунэ как помощницы Инари

Инари верхом на лисе

Кицунэ способны менять ход времени, искривлять пространство, превращаться в неживые или нереалистичные объекты. Например, дух лисы может стать еще одним лунным серпом в ночном небе, сбив путника с пути. Насколько стар и силен дух, можно определить по количеству хвостов. Самые могучие кицунэ имеют аж 9 хвостов, растущих веером из одной точки тела.

Кицунэ могут использовать способности не только во вред, но и в пользу людям. Считается, что божеству Инари служат только хорошие, доброжелательно настроенные лисицы, старающиеся помогать людям. По верованиям японцев, если человек навредит посланнице Инари лисе кицунэ, то для ками это будет большим оскорблением, за которым последует наказание.

С Инари связаны не только лисы кицунэ, но и драконы. Лиса выступает олицетворением плодородной земли, а дракон – трех остальных стихий: огня, воздуха и воды.

Лиса стала посланницей и помощницей Инари не сразу. Первые несколько сотен лет своего мифологического существования японский бог плодородия никак не был связан с кицунэ. Потом японцы заметили, что лисицы появляются на полях в период выращивания риса. Рыжих хищников привлекали мыши, водившиеся на рисовых плантациях. Питаясь мышами, лисы таким образом защищали урожай риса. Так в представлении японских земледельцев лисы стали помощниками божества плодородия.

В мифологии Инари есть история о том, как однажды голодная лиса сожрала созревший урожай риса и тем самым рассердила ками. Божество наложило на животное заклятие. С того времени лиса должна защищать урожай на рисовых полях, а взамен Инари покровительствует животному, не дает его в обиду. Существует также предположение, что рыжий лисий хвост схож со снопом созревшего риса. Поэтому лиса стала ассоциироваться с богом плодородия.

Атрибуты божества Инари

Главный атрибут Инари – крупный и круглый самоцвет, похожий на горошину жемчуга, только размером примерно со сливу. При дневном свете камень перламутрово-белый. А после наступления темноты начинает мягко светиться теплым светом, напоминающим свечное пламя. За такую способность атрибут получил название «Огненной жемчужины». Предназначение волшебного камня – выполнение любых людских желаний, не только материальных, но и духовных.

Также атрибутами Инари являются рисовый сноп и серп как символы плодородия, меч как образ покровительства кузнецам и воинам, ключ как олицетворение благополучия. На старинных изображениях ключ или самоцвет зачастую находится в пасти или на хвосте сопровождающей богиню лисы. Менее распространенный атрибут Инари – хлыст, посредством которого оскорбленное божество поджигало рисовые плантации провинившихся крестьян.

Каким профессиям покровительствует Инари

Покровительство Инари

Поскольку современные японцы воспринимают Инари как божество процветания, то оно фактически является универсальным. Ведь процветание – понятие широкое, оно может относиться к деловому успеху, к аграрной работе, к промышленному производству, к продвижению по карьерной лестнице, к торговле, к ремесленничеству.

В старые времена богиня лисица покровительствовала аграриями, воинам, лицедеям, кузнецам и проституткам. Причем аграрии связывали ее покровительство прежде всего с рисоводством и выращиванием чая – главнейшими сельскохозяйственными направлениями Японии. Покровительство распространялось также на производство пищевой и алкогольной продукции из риса.

Культ покровительства кузнецам и ремесленникам возник в период Эдо, то есть в XVII–XIX веке. Обусловлено это было тем, что в то время кузнечное дело стало важным звеном промышленности и элементом самурайской культуры. Причем в контексте покровительства кузнецам, плотникам, текстильщикам и прочим ремесленникам тех времен, божество Инари обычно воспринималось в мужском облике. Поскольку в период Эдо валютой в Японии стало золото, сменившее рис, богиня Инари стала также покровительствовать торговцам.

Что касается покровительства проституткам, то оно связано со жрицами богини – мико. По правилам культа они должны быть девственницами, но из-за нищеты в старые времена вынуждены были зарабатывать проституцией.

В новейшее время, говоря, кто это Инари, нужно отметить, что это одно из самых популярных корпоративных божеств в Японии. Суеверные бизнесмены, руководители фирм, а также граждане, решившие открыть свое дело, просят о помощи эту богиню. Например, знаменитый японский косметический бренд «Shiseido» считает богиню Инари не просто покровительницей, но практически своим символом. Вообще, в представлении современных японцев Инари – богиня обеспечения процветания общества и страны.

История культа и мифология

Кицунэ Инари

Официальным годом начала поклонения Инари считается 711-ый. Тогда был построен первый соответствующий культу храм. Но историки полагают, что культ возник гораздо раньше. Первые святилища появлялись на южных склонах горного хребта Хигасияма в восточном направлении от Киото. Эти склоны покрыты кедровым лесом. Поэтому синтоисты в качестве подношения богине используют кедровые орешки, а еще рис и саке как символы рисоводства.

Когда в VI веке в Японию пришел буддизм, его последователи сразу связали новый культ с поклонением Инари. В VIII веке монах Кукай, основавший течение «Сингон», стал главой киотского храма То-дзи, покровительницей которого назвал Инари. Поэтому до сих пор в японском буддизме лисья богиня ассоциируется с сектой «Сингон».

В буддизме богиня лиса имеет сугубо женский облик, поскольку ее образ буддистами связывается с двумя индийскими богинями: Дакини – духом-носительницей сакральных знаний, и Сарасвати – богиней мудрости, красоты и удачи. В представлении буддистов лисы кицунэ являются крылатыми.

Японские храмы, посвященные Инари

Храм Инари
Храм Фусими Инари в Киото

Поскольку Инари – необычайно популярное в Японии божество, храмов ему посвящено гораздо больше, чем любому другому из многочисленных ками. Третья часть всех существующих сегодня в Японии синтоистских храмов относится к культу богини плодородия. Это свыше 1970 культовых строений.

Святилище Инари имеет характерные черты, отличающие его от иных храмовых построек:

  • тории – ворота открытого типа в виде двух столбов и изогнутой перекладины, окрашенные в красный цвет, зачастую поставленные по нескольку в ряд в виде проходного тоннеля;
  • красные крыши и белые стены;
  • каменные статуи лис.

Каменные лисицы, обычно располагающиеся у входа в храм Инари либо у алтаря. Они выполняют не только декоративную, но и символичную функцию. Прихожане считают их такими же священными, как сам храм. Каждая статуя уникальна, не похожа на остальные. Каждая лисица дополнена определенным атрибутом богини.

Самый старый и известный за пределами Японии храм, построенный в 711 году, находится в Киото. Он называется Фусими Инари. А широкую известность и туристическую популярность он получил за то, что дорога к нему протягивается на 4 км и представляет собой 10 тысяч выстроенных в ряд красных торий. Дорога ведет в гору, подниматься по ней приходится в среднем 2 часа.

Фестиваль Хацуума в храмах Инари

Фестиваль Хацуума Инари
Фестиваль Хацуума Инари

По старому японскому лунно-солнечному календарю день чествования Инари припадает на 1-ый день Лошади 2-го месяца. По-японски дата звучит как «нигацу но хацуума», отсюда и пошло название праздника. В японской мифологии об Инари рассказывается, что в 1-ый февральский день 711 года божество Уканомитама, почитаемое в храме Фусими Инари, сошло на землю.

Считается, что праздник «вырос» из традиции молиться о богатом урожае риса. В праздник чествования богини эта храмовая традиция превратилась в период Эдо. Во время праздника японцы приходили в храм, подносили богине дары. В основном это рис, сакэ, тофу, за что получали талисманы омамори.

Особенно любили праздник дети. За несколько дней до него по улицам японских городов начинали расхаживать торговцы, предлагавшие барабаны тайко. Родители покупали малышам эти барабаны. И в праздничный день ребята отправлялись в храм, оглушая окрестности барабанным стуком.

Современные японцы, помимо традиционных храмовых церемоний, ежегодно в 4-ю субботу февраля организуют грандиозный фестиваль торговли и промышленности «Хацуума Инари». В день чествования богини японцы молят о благополучии, процветании. А детишки ежегодно шествуют по храмовым территориям, с гордостью несут микоси – божественный паланкин.

Text.ru - 100.00%

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: