Игрушка тамагочи оказала большое влияние на формирование молодого поколения 1990 годов. Это было больше, чем просто забавное развлечение и получение удовольствия. Сегодня популярность тамагочи возвращается. Но игрушка из 90-х – это лишь отголосок современного тамагочи.
Содержание
Что представляет собой игрушка
Тамагочи выглядит как брелок карманного размера. Это электронная игрушка, яйцеобразный пластмассовый гаджет с маленьким монохромным жидкокристаллическим экраном и тремя кнопками. Кнопки-клавиши позволяют выполнять разные действия с виртуальным питомцем-инопланетянином, живущим на экране смартфона: кормить его, играть с ним, дрессировать, чистить и укладывать спать, а также фиксировать его вес, возраст, настроение, здоровье и другие параметры. От его хозяина требуется строгая дисциплина для выполнения надлежащего ухода. Виртуальный питомец, как живой, издает сигналы, если ему требуется уход, внимание и забота. В течение часа эти сигналы звучат несколько раз.
Этимология названия
Поскольку родина тамагочи – Япония, слово «тамагочи» (англ. tamagotchi, яп. たまごっち) японское и состоит из двух частей: «тамаго» (яп. たまご) – «яйцо» и «ти» (яп. ち) – «ощущение близости». Предполагается также, что вторая часть слова происходит от английского «уотч» – «часы», «смотреть».
История появления игрушки
За год до тамагочи появилась игра, которая позволяла ухаживать за песиком или котиком – Petz. Но играть в нее можно было только на компьютере.
Тамагочи был создан в 1996 году. Создателями игры были два человека. Идея принадлежала сотруднику компании игрушек и видеоигр Бандай Акихиро Ёкои. Бывшего сотрудника фирмы идея посетила после просмотра ролика о строгой маме, которая не разрешала ребенку взять в поездку живого питомца.
Сам Акихиро Ёкои любил животных, и дома у него проживали кошки, собаки, кролики, морские свинки, попугаи. Ему была близка и понятна боль ребенка от разлуки с ними. Маленький электронный питомец был бы отличной альтернативой в таком случае. Но предложение Ёкои сначала не было принято, потому что взрослые сотрудники фирмы не могли понять, зачем нужно кормить и чистить цифрового питомца, да и не верили, что производство окупится, и продажи принесут прибыльный доход.
Идею подхватила другая сотрудница компании – Аки Маито. Одиноко живущая в маленькой квартирке, 30-летняя Маито не могла позволить себе завести домашнего питомца, хотя ей этого очень хотелось.
Тестирование тамагочи на школьницах из Токио прошло с огромным успехом, и гаджет появился на прилавках магазинов игрушек и цифровой техники. Был создан также вариант для мальчиков. Обе версии быстро обрели популярность – и не только в Японии, но в других странах. Ими увлекались как дети и молодежь, так и взрослые. В течение 1996 года было куплено 350 тысяч гаджетов, к 1999 году тамагочи завоевали мир: 70 миллионов питомцев нашли своих хозяев. А спрос все возрастал.
Что же касается изобретателей тамагочи Акихиро Ёкои и Аки Маито, за свое творение они не получили больших денег. В 1997 году оба были отмечены за изобретение, признанное сомнительным, ироничной Антинобелевской премией в области экономики.
Игра тамагочи
Первые поколения тамагочи не имели кнопки сброса и перезагрузки, и через 25 дней ему грозила «смерть». Питомец мог «заболеть» и «умереть» раньше, если вовремя не позаботиться о нем. И лишь единицам пользователей удавалось чрезмерной заботой продлить ему жизнь. Это создавало огромную мотивацию для занятий с тамагочи-игрушкой и требовало строгой дисциплины от владельца гаджета.
Его носили с собой повсюду, чтобы постоянно ухаживать за ним. Такой уход создавал определенные трудности, потому что даже в течение часа надо было несколько раз отвлечься от дел или уроков для удовлетворения его потребностей. Писк игрушки раздавался то и дело.
По этой причине в школах тамагочи не приветствовались. Некоторые руководители школ запретили приносить на уроки игрушки, чтобы дети не отвлекались от занятий. Доходило до того, что нанимались специальные люди – сиделки, которые ухаживали за питомцами, пока владелец был занят.
В 90-х годах увлечение пиксельными питомцами зашло так далеко, что устраивались кладбища тамагочи. Одно из них открылось в Англии в деревне Понтс Милл. Здесь прощались с цифровыми питомцами не менее скорбно, чем с живыми людьми. Существовало и виртуальное кладбище тамагочи для тех, кто не мог выехать в Англию.
Причина популярности в Японии
Тамагочи из 90-х получили огромную популярность по нескольким причинам:
- Во-первых, из-за удивительно простого обращения с ними. Оно было доступно людям любого возраста. Питомец на экране просил заботы, и всего три кнопки гаджета позволяли заботиться о нем.
- Во-вторых, питомец был как живой. Он просил еды, жаловался на боль, требовал убрать за ним или поиграть с ним. В 90-х это было непривычно и вызывало живые чувства. Играя, люди получали эмоции.
- В-третьих, каждый обладатель виртуального питомца чувствовал свою необходимость. От него зависела чья-то жизнь.
- В игре тренировалось терпение. Сколько раз в день питомец требовал внимания, столько раз надо было его уделять.
Поэтому игрушки быстро стали культовыми.
Тамагочи в России
В нашей стране с 1998 года тоже можно было купить тамагочи. Но это вряд ли был оригинал японской игрушки. Это было время челноков, поэтому российский тамагочи это в основном пиратская копия из Китая.
С азиатских рынков наблюдался наплыв подделок популярных игрушек. Они были дешевле японских, но принцип их действия был сохранен и привлекал множество детей. Питомцами были котики, собачки, динозаврики, а их домиками были не только яйцо, но и корпус в форме сердечка, например. И это отличало их от оригинала.
Польза и вред тамагочи
Преимущества игрушки проявлялись в виде развития эмпатии, терпения, пользы хобби как жизненного увлечения. Тамагочи позволял испытать минуты счастья. У ребенка воспитывалась ответственность за жизнь питомца, он приучался к дисциплине и пунктуальности.
Негативное влияние заключалось в том, что ребенок слишком рано знакомился с понятием смерти. Особенно доставалось впечатлительным детям – это вызывало длительный стресс, психологическую травму. Первые варианты игрушек жили в среднем 25 дней, а если уход за ними был недостаточным, они умирали еще раньше. Версии, появившиеся позднее, предусматривали перезапуск гаджета.
Кроме того, большая проблема возникала с зависимостью. Чрезвычайное увлечение игрой отрывало от нормальной жизни. Дети отказывались общаться, старались избегать уроков, не выполняли домашние задания.
С другой стороны, что такое тамагочи: это уход от одиночества реальной жизни, от невнимания окружающих. Сама по себе игра не принесет вреда, если ребенок не будет заниматься ею все свободное время, игнорируя еду и сон.
Тамагочи сегодня
Современным детям, избалованным смартфонами и планшетами, вряд ли приглянулся бы оригинал тамагочи выпуска 90-х годов. Зная, кто такой тамагочи, они играют сегодня в игры онлайн. Друга-питомца можно выбрать из предложенных – это могут быть младенцы, животные, инопланетные существа.
За последние 20 лет тамагочи претерпели множество изменений. Сначала появилась кнопка сброса, что давало возможность избежать смерти питомца. В 2005 году игрушку подключили к интернету. Жизнь питомца постепенно стала богаче: теперь он мог учиться в школе, вырабатывать определенные навыки, искать работу и проводить время в офисе в соответствии с выбранной профессией. Он зарабатывает деньги и покупает одежду, игрушки, еду. Он создает семью, растит детей, общается с другими виртуальными семьями.
Появляется множество видеоигр на основе того же принципа, возможность взаимодействовать с другими играющими и заботиться о нескольких питомцах, работать на ферме, ухаживая за растениями и животными, создавать музыкальную группу с тамагочи.
Производители адаптировались к рынку, улучшая и совершенствуя продукт. Подключение к портативному цветному экрану увеличило количество покупателей в разы. В 2021 году – к 25-летнему юбилею игрушки – корпорация Бандай выпустила тамагочи в формате смарт-часов с дополнительными функциями: шагомером и распознаванием голосов друзей.
Причина возвращения тамагочи
Она связана с ностальгией по временам детства. Дети 90-х выросли и стали взрослыми. Им сегодня по 35-45 лет. И каждый из них хотел бы снова почувствовать себя ребенком, взяв в руки давно забытую игрушку.
Корпорация Бандай, сегодня это третий по величине производитель детских игрушек, надеется, что они не пожалеют денег для этого. Кстати, с начала производства до 2017 года было продано всего 82 миллиона игрушек. Кроме этого Бандай получила отличную прибыль от производства кепок, футболок и белья с фигурками тамагочи.