Буддизм в Японии

Буддизм в Японии

Буддизм – самая распространенная, наряду с исконным синтоизмом, религия в Японии, ее исповедуют 85% японцев. Японское название вероучения – «буккё». Несмотря на общеазиатское развитие, буддийское учение в Японии за многие сотни лет становления обрело уникальные черты. Сформировалось множество направлений и школ буддизма, активно взаимодействующих меж собой, концентрирующихся на определенных аспектах философии, востребованных у разных категорий населения.

 

Общее понятие буддизма

Будда Япония

Буддизм – учение, включающее в себя как религиозные, так и философско-этические аспекты. Объект поклонения – Будда не божество, но просветленная личность. От него исходит мысль о том, что любой человек, приложив усилия, способен достичь просветления, стать частью божественной личины. Кардинальное отличие буддизма от авраамических религий в том, что в нем не признается существование божественной сущности – Творца мира, а также вечность человеческой души.

Этические нормы буддизма продвигают стремление к умеренности, доброжелательное и миролюбивое отношение ко всему сущему. Человек должен воспитывать в себе чистые, светлые, положительные качества, способные очистить разум. В буддизме основные идеи заключаются в отстранении от житейского, суетного, в абстрагировании от страстей, чрезмерностей и хлопот, в направлении к умиротворению, покою, безмятежности.

Канонический буддист стремится покинуть Колесо Сансары – круговорот смертей и рождений в материальном, подчиняющемся карме мире, чтобы достичь Нирваны – истинного, духовного мира.

Главнейшее направление азиатского буддизма, распространившееся в Китае и Японии, – Дзэн. Это слово – японская диалектическая трансформация санскритского термина «дхьяна», что значит «самосозерцание, медитация». Это буддийское направление продвигает мысль о том, что истину невозможно выразить словесно, что она постигается через внутренний рост, самосовершенствование, освобождение сознания от мысленного «мусора».

Как в Японии появился буддизм

Школа дзен-буддизма в Японии
Школа дзен-буддизма в Японии

Учение Будды древнеиндийское. Из Индии оно попало в Китай, затем в Корею. И лишь спустя тысячелетие после возникновения дошло до Японских островов. За многовековую историю буддизм впитал в себя традиции и культы азиатских народов, мысли и постулаты восточных мудрецов. В таком богатом наполнении он и оказался в Японии.

Знакомство японцев с буддизмом началось в VI веке. Когда точно в Японию пришел буддизм, сказать невозможно, согласно древним японским письменным источникам, это произошло либо в 538-ом, либо в 552-ом году. Тогда к японским правителям Ямато явилось посольство королевства Пэкче, располагавшегося на территории Кореи. Корейцы привезли изображения и статуэтки Будды, сутры.

Однако вопрос, откуда пришел буддизм в Японию, не совсем ясный. Многие ученые полагают, что возникновение буддизма на Японских островах произошло гораздо раньше приезда корейской делегации. Возможно, эту религию завезли в Японию китайские переселенцы уже в конце IV века. Но тогда новая религия приживалась слабо, японцы предпочитали исконный культ почитания природы и духов предков – синто. И лишь в VI веке, когда необычной религией заинтересовалась японская аристократия, на острова хлынули китайские монахи, распространявшие буддийскую священную литературу.

Противостояние буддизма и синтоизма в Средние века

Буддийские монахи в Японии

В конце VI века в Японии разгорелась борьба между двумя могучими кланами. Представители клана Сога стали фанатичными последователями буддизма. Второй аристократичный род Минонобэ сражался за старый культ синто. И конечно, обе семьи боролись за власть. Победу одержал клан Сога, что позволило буддизму запускать свои корни глубоко в дебри страны. Главным поклонником и пропагандистом новой религии стал принц Сётоку. Именно он, по мнению японцев, – основатель буддизма в японском варианте.

Простые японцы поначалу воспринимали Будду как одно из синтоистских божеств «ками», только иноземное. Прошло немало времени, прежде чем в Японии сформировалась буддийская культура, прежде чем появились японские монахи, досконально изучившие вероучение, принявшиеся формировать собственные религиозные установки и концепции, доносить их до населения. Но и после этого буддийские монахи не пытались ликвидировать веру в традиционных местных богов, воспринимая их как хранителей земли.

В средние века в Японии перед началом возведения буддийского храма обязательно проводили синтоистский ритуал: обращались к местным божествам, чтобы они разрешили строительство.

Серьезное распространение и укрепление буддизма как религии в Японии происходило в VII и начале VIII веков. Тогда в Японию пришли сильные китайские буддийские школы. В тот же период отметилось активное развитие буддийского архитектурного и скульптурного искусства.

Статуя Будды в Японии

В эпоху Нара в Японии буддизм стал государственной религией. В период Камакура, примерно в XII веке, на Японские острова из Китая пришел дзэн-буддизм, нашедший широкую поддержку у аристократии и самураев, придерживавшихся философии созерцательности. В эпоху сегуната Токугава, это XVII – первая половина XIX века, буддизм использовался правителями как духовная основа борьбы с активно насаждавшимся христианством. В тот же период наметилось стремление японских буддистов вернуться к изначальным санскритским догмам.

В начале реставрации Мэйдзи, это 1868 год, правительство активно реанимировало старый культ синто, желая сделать его государственной религией. Тогда возникло движение «Хайбуцу Кисяку», переводящееся как «Убрать Будду». Безжалостно уничтожались буддийские культовые постройки, скульптуры и ритуальные приспособления. Угасло движение лишь в конце 1870-ых.

Японский буддизм выжил, адаптировался к новым историческим условиям. После Второй мировой войны сформировалось светское направление – вот какой тип буддизма в Японии существует до сих пор, успешно уживается с древним синтоизмом.

Удивительное сосуществование буддизма и синтоизма в Японии

В буддизме и синтоизме нет совершенно никакой схожести. Языческий культ духов природы и философия перерождений в поисках совершенства – более далекие друг от друга вероучения сложно представить. Если в других регионах планеты эти течения всегда соперничали и противоборствовали, то основная специфика японского буддизма заключается в гармоничном слиянии с синто. Монахи, проповедовавшие в древней Японии, просто представили Будду общим воплощением множества местных богов.

Буддийский храм в Японии

Таким образом на Японских островах буддизм возник как специфическое ответвление синтоизма. Издавна японцы строили буддийские пагоды возле синтоистских храмов, полагая, что японский будда защищен от коварных духов, если рядом с ним синтоистские божества. Туристам порой сложно отличить японские буддийские культовые сооружения от синтоистских. Но отличия есть:

  • к синтоистским храмам ведут покрытые щебенкой грунтовые дорожки, ступая по их неровной и неприятной поверхности, человек невольно задумывается о том, как сложен путь, готовится общаться с божествами, а к буддийским пагодам идут удобные плитчатые дорожки;
  • входя в синтоистские храмы, верующие делают хлопок ладошами, тем самым привлекая внимания божеств, а перед буддийскими пагодами люди кланяются, сложив руки «свечкой» перед грудью.

Согласно ежегодному статистическому анализу, в Японии 85 миллионов синтоистов и 88 миллионов буддистов. Это значит, что количество верующих японцев на 40% превышает численность населения страны. Обусловлена такая нестыковка тем, что многие японцы являются одновременно и буддистами, и синтоистами.

Японские буддисты с одинаковым интересом участвуют в синтоистских обрядах. Причем синтоистские обряды касаются в основном счастливых событий в жизни японцев, а буддийские – печальных, трагических. Например, яркие и колоритные свадебные церемонии в Японии происходят преимущественно в синтоистских храмах, туда же несут новорожденных младенцев, там же отмечают начало важного дела или события в жизни. А вот буддийские пагоды – места сугубо для проведения обрядов, связанных со смертью и упокоением: похорон, захоронений, поминовений.

По буддийским канонам на 7-ю полную Луну проводится «Бон» (Обон) – поминовение умерших. В этот день японцы пускают по рекам бумажные лодочки, на которых закреплена поминальная свеча.

Обон - день поминовения в Японии
Буддийский обряд Обон — день поминовения в Японии

Сливаясь и дополняя друг друга, буддизм и синтоизм сформировали уникальное, характерное только для Японии явление, основанное на том, что одни и те же высшие создания принимают в человеческом мироздании разные формы. Синтоизм и буддизм в Японии, говоря кратко, вылились в синкретизм – соединение разнородных философий в единую систему. Японцы называют это явление «Ребу синто» – «Двойной духовный путь». Стоящие в домах японцев буддийские алтари уникальны: Будда в Японии мирно соседствует с предметами синтоистского киота и ассоциируется больше с культом предков.

Буддизм, говоря кратко о религии современной Японии, разделен на 2 крупные группы. В первую группу входят традиционные буддийские школы, появившиеся еще в средневековье. Интересно, что только в Японии сохранились школы раннего буддизма, не претерпевшие ни малейших изменений за века существования. Во вторую группу входят многочисленные необуддийские течения. Все традиционные школы объединены и называются «Всеяпонской буддийской ассоциацией».

Главные и крупнейшие буддийские храмы в Японии

Храм Рёандзи, г. Киото
Храм Рёан-Дзи, г. Киото

Японские буддийские храмы – не просто культовые сооружения, но целый комплекс строений, включающий жилые, учебные, хозяйственные помещения, уголки для медитации.

Некоторые буддийские храмы имеют особую историческую и туристическую значимость. Любознательным туристам для знакомства с духовной культурой Японии стоит посетить следующие храмовые комплексы:

  1. Рёан-Дзи – киотский храм, включенный в перечень Всемирного наследия ЮНЕСКО. Примечателен великолепным садом камней, выполненным великим художником Соами. Территория, окружающая храм, необычайно живописная, здесь есть озеро, симпатичные мостики и уютные зеленые уголки.
  2. Энряку-Дзи – киотский храм, возведенный в VIII веке на возвышенности Хиэй. В средние века здесь действовал крупный монастырь, количество учеников в котором превышало сотню человек. Храм действует и поныне, при нем основаны школы, относящиеся к разным буддийским направлениям.
  3. Кофуку-Дзи – еще один объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, расположенный в городе Нара. Это один из крупнейших буддийских храмов на Японских островах. Он состоит из 2-х пагод, одна из которых является древнейшей в стране.
  4. Тодай-Дзи – тоже объект ЮНЕСКО, находящийся в Наре. Это уникальная архитектурная достопримечательность – самая крупная в Японии пагода, сделанная из дерева, с гигантской бронзовой статуей Будды. Примечательные объекты на большой территории храмового комплекса – 25-метровые Южные ворота и изысканно выполненные деревянные статуи.
Храм Тодайдзи, г. Нара
Храм Тодай-Дзи, г. Нара

Как и философия, архитектура японского буддизма имеет особенности: она содержит в себе как позаимствованные, так и исконные японские элементы стиля. Сначала строители буддийских храмов копировали китайскую культовую архитектуру, затем возникли разнообразные японские архитектурные стили.

Ранний японский стиль «Ваё», перенявший много из Китая, развился в VI–VIII веках. В 1100-ые годы сформировался размашистый и монументальный стиль «Большой Будда», типичным образцом которого является Тодай-Дзи. Чуть позже появился стиль «Дзэн», характеризующийся тройными воротами «саммон», центральным домом настоятеля «ходзё» и периферийным расположением пагоды. Характерный образец стиля – храм Нандзэн-Дзи в Киото. Существовал и стиль «Обаку», сформировавшийся в период китайской династии Мин. Он отличался сильно изогнутыми скатами крыши и длинными козырьками. Типичный образец – Софуку-Дзи в Нагасаки.

Text.ru - 100.00%

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: