Синтоизм в Японии

Синтоизм в Японии

Древняя религия японцев синто трудна для понимания иностранца. В ней нет четкой системы, основателя, Священного Писания, сюжета сотворения человека. К тому же синтоизм благополучно сосуществует с буддизмом.

 

Что такое синтоизм

Синтоистский храм Симогамо в Киото
Синтоистский храм Симогамо в Киото

Два иероглифа объясняют значение слова «синто» (яп. 神道): «син» (神) это «ками́», «божественный дух» и «то» – «путь» (道). Синтоизм кратко – это путь богов. Для японца духи связаны не только с умершими предками. Каждого человека сопровождает дух-ками и управляет им. Ками населяют деревья, камни, птиц и животных, воду, горы, туман, солнце и каждый предмет. Сущность духов проявляется в природных явлениях. Одушевление природы и вещей, поклонение им это не что иное, как выражение благодарности за все, что дают духи-ками.

Истоки национальной религии японцев

Находки археологов заставляют ученых спорить о времени зарождения синтоизма. В основном принято считать, что синтоизм в Японии появился в эпоху Яёй (III век до нашей эры – начало IV века нашей эры). В это время начинается образование японской нации из разных народностей, прибывших из Кореи, Китая, Сибири и зарождение государства.

Летописи «Кодзики» и «Нихон сёки», ведущие начало от эры богов, запечатлели родословную первого императора Дзимму – прямого потомка богини Солнца Аматэрасу, а также мифологию и обрядность синтоистов. Они считаются древнейшими надежными хрониками, хотя относятся только к VIII веку. Летопись «Энгисики», появившаяся позднее, – это Уложение молитв, инструкций и указов императора. Император Японии, ведущий свое происхождение от богини Солнца, получил статус Небесного императора и сохраняет его до сего дня.

Развитие синтоизма и необходимость буддизма

Синтоизм и буддизм в Японии

В конце эпохи Хэйан в XII веке в стране сложилась общественная система, напоминающая феодализм. Раздробленность страны и независимость каждого клана, ведущего родословную от собственного божества-покровителя, грозили привести империю к развалу. Чтобы консолидировать страну и объединить все кланы вокруг императора, была использована духовная сила пришедшего в Японию в VI веке буддизма. Это была духовная альтернатива синто, концепция усмирения и объединения вокруг добродетельного правителя. Буддизм получает все большее распространение в IX–X веках. Его значение велико, потому что он позволяет не только объединить страну, но и сохранить ее самобытность.

Толерантность буддизма позволяла ему мирно сосуществовать с синтоизмом. Средства на возведение буддистских статуй давали синтоистские храмы. В синтоистских храмах читали буддистские сутры, а в буддистских – хранились синтоистские святыни. Так формировалась синто-буддистская религия.

Тем не менее история синтоизма на этом не заканчивается. Сдерживание развития синтоизма буддизмом не мешало воспитывать народ в духе божественности и особой миссии. В моменты опасности для страны обращение к синтоизму напоминало японцам об их богоизбранности. Во второй половине XIX века комплекс реформ Мэйдзи сделал синтоизм государственной религией, буддистское духовенство преследовалось, храмы передавались синтоистским монахам. Но власти не учли, как глубоко пустил корни буддизм в сознании японцев. Религия была легализована через 20 лет в 1889 году и получила одинаковые права с синтоизмом.

Использование религии в милитаристских целях

Японские солдаты у храма синто
Японские солдаты у синтоистского храма перед отправкой на фронт

Синтоизм сыграл негативную роль в истории страны, когда государственная религия выработала догмат о священной миссии японцев – объединении всего мира под главенством японской нации и божественного императора. Слились воедино религия и политика. Япония успешно воевала с Китаем в конце XIX века и с Россией в начале XX века. Религиозная пропаганда поддерживала войну с США в Тихом океане. Но милитаристская Япония потерпела поражение. Это настолько потрясло простых японцев, что после объявления капитуляции страну захлестнула волна самоубийств.

По окончании Второй мировой войны официальный синтоизм был отделен от государства, прекратилось его финансирование, но его значение в умах японцев мало изменилось. Сегодня это традиционный аспект японской культуры, основа ментальности, впитанная с материнским молоком. Символ синтоизма – восходящее солнце на государственном флаге – изображен в честь великого божества синто Аматэрасу, прародительницы японских императоров.

Пантеон божеств и ками синто в Японии

Божества в синтоизме
Японские божества в синтоизме

Синтоизм – это политеистическая религия, основанная на анимизме – вере в одушевленность природы и вещей. В ней нет единого бога, но есть множество божеств. В их иерархии верховное положение занимают божества-прародители Идзамаги и Идзамани. Согласно хроникам, они создали из хаоса других богов, японские острова и всех жителей, населяющих их. На вершину пантеона вознесена богиня Солнца Аматэрасу – дочь божеств-прародителей.

Пантеон божеств (упоминается о «восьмистах мириадах») делится на небесных и земных. Небесные божества – это легчайшие невидимые частицы материи. Император и окружающая его аристократия правящей элиты были порождены небесными богами и после смерти сразу попадают на небо в отличие от обычных людей. Обычные земледельцы – это потомки земных богов, спустившихся с небес.

Исследователи выделяют три типа божеств японской синтоизм-религии:

— моно – духи мира природы;

— тама – духи людей и предметов;

— марэбито – духи предков и умерших.

Божества ками нужны для сохранения изначальной гармонии, чистоты, искренности и охраны от злых духов.

Демоны – ёкай тоже присутствуют в религии синто. Но граница между злым и добрым духом чрезвычайно тонка. Дух спокойной реки ками может превратиться в злого духа ёкай во время наводнения. Человеком, совершившим плохой поступок, овладел злой дух ёкай. Но человека в этом не винят, потому что идеальных людей нет. Достаточно совершить ритуальный очистительный обряд, чтобы задобрить ками и избавиться от злого духа.

Злыми духами горё становятся души насильственно убитых или трагически погибших людей.

Суть синтоизма

Синтоисты

Обожествление всего, привлекающего внимание, это суть древней религии. Она поддерживается его ведущими положениями.

Синтоизм и его основные идеи

Гармоничность достигается вместе с духами-ками с помощью очищения, предотвращения и удаления скверны и всего мешающего.

Если каждый человек, живущий в гармонии с окружающим миром, пользуется покровительством богов, то вся страна тоже находится под божественным покровительством и процветает.

Идея священности Небесной семьи императора имеет огромное значение для консолидации божественной нации японцев.

Принципы синто

Японские монахи синто

Главный из них – это жизнь в согласии с окружающим миром и людьми. Принято считать, что божества, люди и духи составляют единый кругооборот перевоплощений. Каждый человек с очищенным сердцем и чистой душой, не совершающий зла, высоконравственен. К категории зла относится все, что нарушает гармонию: беспорядок, самовлюбленность, лень, нечистоплотность, злоба, отвращение.

Основные ритуалы

Духи покидают оскверненные физически и морально места и людей. Не только смерть, увечья, стихийные бедствия и болезни вызывают отвращение, как противоречия гармонии и наслаждению прекрасным. Физическая грязь, пыль не менее отвратительны. Поэтому и в доме японца, и вокруг него всегда царит идеальная чистота. Монахи считаются носителями моральной и физической чистоты. «Ритуальная чистота» – один из элементов системы веры.

Синтоизм. Ритуал очищения перед входом в храм
Синтоизм. Ритуал очищения перед входом в храм

Два вида ритуала очищения – это внешнее, когда при входе в храм люди моют руки и полощут рот, и внутреннее. Второе совершают жрецы: с помощью специального обряда они возвращают людям чистоту души и помыслов. Великое очищение происходит дважды в году – на Новый год и в середине лета. Каждый японец должен совершить паломничество к горе Фудзияма.

На территории страны выделяются участки, наиболее густо заселенные божественными духами – не только синтоистские храмы, но и ворота тории. Они расположены перед монастырями и на открытых пространствах, например, посреди реки, озера, поля. Проходящий под ними избавляется от мирской грязи. Кстати, перед воротами многих монастырей застыли статуи лисиц. Они преграждают дорогу злым духам.

В домах присутствуют домашний алтарь и символ – камидана, то есть полка для ками. Это синтоистский алтарь семьи с амулетом – именем ками, написанном на бумажной, деревянной или тканевой основе, священное зеркало, объединяющее миры человеческий и духовный, и зеленые ветки как символ жизни. Перед домашним алтарем совершаются ритуальные действия. Они поддерживают святость традиций.

Отношение к смерти

Храм синто

Кончина, физические увечья, заражение, болезни, нанесение и получение ран – это все считается нарушением гармонии, осквернением. Скверна противоречит жизнеутверждающему синтоизму, в котором ничего не говорится об утешительной жизни за гробом. После смерти человека душа его – тама – 33 года остается среди людей на земле. Оскверненная смертью, оторванная от близких, она пребывает в гневе, и это состояние называется аратама. Через 33 года, когда почти все близкие также переходят в это состояние, душа успокаивается и ее статус меняется. Она переходит в нигитама – дух успокоенный. Постепенно душа присоединяется к остальным ками.

Так как буддизм терпимее относится к смерти, чем традиционный синтоизм, японцы хоронят умерших по буддийским правилам. Человек рождается синтоистом, а умирает буддистом. Тем не менее после обряда похорон плечи участников похоронной процессии посыпаются солью для освобождения от скверны.

Хотя синтоизм в Японии не имеет статуса государственной религии, он служит сплочению народа вокруг императорской семьи, развивает дух единства, гармонию между людьми и окружающей природой. Все это идет на благо процветания страны.

Text.ru - 100.00%

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: