Харакири и сеппуку в жизни японцев

Харакири самурая

В кодексе Бусидо самурая записано, что жизнь воина служит приготовлением к смерти. Достойная самурая смерть может произойти в бою с врагом или в результате сеппуку (сэппуку) или харакири, которое представляет собой ритуальное самоубийство. Именно вспарывая свой живот, самурай подтверждает чистоту своих устремлений, наличие мужества и чести.

 

Что такое харакири

харакири фото
Термин харакири закрепился за любым вспарыванием живота. Если человек распорол себе живот и совершил самоубийство, то он совершил харакири. При этом не нужно соблюдать никаких ритуальных правил. Чаще всего этот термин используется в устной речи.

Что такое сеппуку (сэппуку)

сэппуку самурая с помощником
Сеппуку (сэппуку) является древним японским ритуалом самоубийства, который совершали самураи. В переводе на русский язык это слово буквально значит «резать живот». Сэппуку совершалось в следующих ситуациях:

  • по приговору;
  • если самурай не предотвратил убийство своего хозяина;
  • в случае подозрения в совершении поступка, который обесчестил его имя.

С помощью сэппуку самурай демонстрирует, что он презирает смерть. Этот ритуал оправдывает его перед людьми и демонстрирует верность господину.

иероглифы живот и резать
Сэппуку и харакири имеют очень много общего. Для их обозначения используются по два одинаковых иероглифа 腹 — живот (hara) и 切 — вспарывать, резать (kiri). Отличается порядок написания иероглифов. Харакири начинается с иероглифа «живот», а в сэппуку он стоит на втором месте. Другой разницей между харакири и сэппуку является употребление этого термина. Харакири чаще употребляют в устной речи. Этот термин больше нравится европейцам. Сэппуку употребляется в письменной речи. Наконец, харакири является более общим понятием, обозначающим самоубийство путем вспарывания живота мечом. Сэппуку требовало строгого соблюдения правил. Таким образом уходили из жизни привилегированные люди.

История кровавого ритуала

Появление харакири, как способа самоубийства, произошло в период утверждения буддизма в Японии. Согласно этой философии, сущность человека — его душа находится в животе. Именно поэтому суицид путем вскрытия живота приобрел ритуальный характер среди японских средневековых воинов.

Такая форма самоубийства являлась наказанием за определенный проступок или совершалась по доброй воле. При добровольном совершении харакири самурай хотел подтвердить чистоту своих мыслей и действий. Также он демонстрировал свое бесстрашие и мужество, потому что повреждения брюшной полости приносят максимальные болевые ощущения.

Считается, что первое харакири публично совершил даймё (так называли крупных военных феодалов в средневековой Японии) из клана Минамото в 1156 году. Ему грозил плен, который считался позором для самурая. Пик популярности этого ритуала пришелся на средние века. Харакири нашло свое отражение в кодексе Бусидо, который считался руководством действий для самураев.

Совершение ритуального самоубийства

сэппуку японского самурая
Во многих японских текстах ритуальное самоубийство подробно описывается. Самоубийца должен дважды разрезать себе живот. Сначала производится горизонтальный разрез (слева-направо на всю ширину живота). Затем нужно разрезать живот сверху-вниз. Самураи, как правило, имели два меча. Катана (меч большей длины) использовался в сражениях. Вакидзаси (короткий меч) использовали для отрубания головы противнику. Именно вакидзаси использовали для совершения харакири.

Этот способ завершения существования также использовался при смертной казни привилегированных людей. Иногда для облегчения мучений смертника специальный помощник (кайсяку) после выполнения процедуры отрубал голову самураю. Чаще всего помощник был его другом. Только настоящий друг готов прервать мучения самурая, отрубив ему голову. Голова отрубалась таким образом, чтобы она держалась на коже. Тогда она падала на грудь, и кровь самурая не брызгала в сторону зрителей.

Последние минуты самурая

сэппуку при зрителях
Процедура сэппуку могла быть исполнена только мужественным человеком. Ритуал происходил, как правило, при зрителях. Самурай находился в центральной части специальной площадки. Место совершения ритуала покрывалось тканью белого цвета. Именно белый цвет у японцев символизирует траур. Самоубийца выходил в белом кимоно. Он опускался на колени и оголял верх туловища. Рукава располагались под коленями. За счет этого после выполнения ритуала сэппуку тело не падало назад.
как разрезался живот при харакири
Перед совершением сэппуку самурай должен был выпить сакэ (пиалу с водкой ставили с левой стороны) и написать напутствие (с правой стороны располагались бумага и перо с чернильницей). Только по завершении этих действий самурай брал в руки вакидзаси и производил вспарывание живота. Горизонтальный и вертикальный разрезы должны были образовывать прямой угол. Самурай должен был до последнего момента сохранять вертикальное положение. Когда тело теряло устойчивость, кайсяку с помощью одного удара меча заканчивал ритуал.

После завершения обряда проводилось поминовение по самоубийце. Гостям предлагали сладости и поили чаем.

Дзигай и женщины из самурайского сословия

Женщина-воин на коне

Женщины также входили в самурайское сословие, но в меньшем количестве. Их называли онна-бугэйся (женщины-воины). Среди самых знаменитых онна-бугэйся можно выделить Томоэ Годзэн и Хангаку Годзэн, которые прославились во время войны 1180 — 1185 годов между кланами Тайра и Минамото.

Томоэ Годзэн прекрасно держалась на коне, отлично стреляла из лука и в совершенстве владела мечом. В одной битве она возглавляла отряд из тысячи воинов и лично убила семерых противников.

Хангаку Годзэн после смерти брата в одном из сражений возглавила трехтысячную армию против десяти тысяч противников. Она храбро сражалась, но был взята в плен. Один из воинов победителей, пораженный ее храбростью, решил на ней жениться.

Вдохновленные примером этих воительниц многие женщины осваивали различные виды оружия и боевых искусств. Они занимались воспитанием новых воинов. Женщины, как правило, редко участвовали в сражениях, но могли в случае необходимости встать на защиту своего дома. Для этого у них было необходимое оружие. В двенадцать лет онна-бугэйсе вручали кайкэн (кинжал с коротким лезвием).
Дзигай - женское харакири
Ритуал аналогичный сеппуку или харакири для женщин носил название дзигай. Только в отличие от мужчин они перерезали себе горло ножом кайкэн. Разрез делался через гортань. Чтобы даже после смерти выглядеть достойно и умереть в целомудренной позе, женщине перед самоубийством связывали ноги в районе лодыжек. Иногда дзигай совершали жены умерших самураев. Также к ритуальному самоубийству прибегали женщины из рода самураев в случае предательства или измены мужу.

Почему разрезался живот

В философии буддизма душа человека находилась в животе. Именно живот являлся центром равновесия и гармонии человека. Вспарывая живот, самурай демонстрировал незапятнанность своей души и чистоту устремлений. Именно таким образом он пытался доказать свою правоту и окончательно оправдаться перед всеми. Если самоубийство осуществлял изменник, то после двух разрезов он должен был ополоснуть внутренние органы водой из стоящей рядом миски. Тем самым он очищался от плохого поступка.

Буддизм не одобряет самоубийство, потому что такой способ умереть считается эгоистичным действием. Философия признает самоубийство только для осуществления большой цели. Идея харакири навеяна в основном синтоизмом. В этой древней религии все души умерших людей существуют в одном месте. Поэтому самурай должен принять смерть достойно.

Этическая сторона харакири и сэппуку

Ритуал харакири
В японских традициях, которые своими корнями уходят в древние времена, существовала вера в перерождение человеческой души. Поэтому уход из жизни не считается концом существования. Смерть являлась завершением определенного этапа существования, поэтому важно было завершить его достойно. Именно поэтому харакири и сэппуку получили широкое распространение.

В военное время самурай мог умереть в бою, и тогда церемония харакири была не нужна. Ситуации, в которых самураю приходилось защищать свою честь, часто приходились на мирное время. Проведение обряда сэппуку чаще всего осуществлялось по следующим причинам:

  • понимание своей ответственности за произошедшие негативные события;
  • прощание с жизнью из-за смерти господина;
  • самоубийство из-за невозможности отомстить врагу;
  • завершение жизни по убеждению;
  • экономический или финансовый крах, послуживший причиной самоубийства.

Очень важно было поведения самурая во время ритуала самоубийства. Он должен был мужественно и стойко переносить боль. Потерять над собой контроль в процессе сэппуку считалось для самурая позором.

харакири японца

Очень часто можно встретить описание сэппуку знатных людей. При этом повествование велось в поэтическом или лирическом ключе. Часто самоубийство отождествлялось с актом очищения.

В истории Японии можно найти много актов коллективного харакири и сэппуку. Часто возлюбленные, которые не могли по каким-то причинам жить вместе, делали харакири. В случае большого семейного позора к харакири прибегали родители и дети. Данное действие могло быть также совершено по причине голода или социального падения.

Отношение к харакири и сэппуку в современной Японии

Постепенно в японском обществе происходили заметные изменения. Отношение к жизни и смерти также претерпевало изменения. При уважительном отношении к самураям большинство людей предпочитали искать другие выходы из сложных жизненных ситуаций вместо харакири или сэппуку. Ритуал в основном сохранился среди знати.

С середины XVIII века в Японии на долгое время воцарился мир, поэтому такой ритуал, как сэппуку, стал во многом символическим актом. Исторические факты говорят о том, что даже во время Второй мировой войны многие офицеры японской армии предпочитали не сдаваться в плен, а сделать себе сэппуку.

японский солдат делает харакири

Трагическим событием считается массовое сэппуку. Его совершили многие японские офицеры, когда пришла весть об отречении от престола императора Хирохито. Среди рядовых солдат харакири или сэппуку носило единичный характер.

Официальный запрет на совершение харакири и сэппуку появился в стране только в 1968 году. Но даже сейчас некоторые потомки самураев выбирают харакири, чтобы покончить с жизнью. В психологии японцев заложено, что важно всегда сохранять свое лицо. Понятие чести до сих пор имеет для них особое значение. Во многих кризисных ситуациях они рассматривают самоубийство как способ решения всех проблем.

История харакири японского писателя Юкио Мисима

Юкио Мисима харакири

В ноябре 1970 года совершил харакири всемирно известный японский писатель Юкио Мисима. Он трижды выдвигался на Нобелевскую премию в области литературы. Его перу принадлежит роман «Золотой храм». Это самое популярное в мире произведение среди японских авторов. Юкио Мисима совершил самоубийство после провалившегося военного переворота, который он попытался организовать. Главной идеей Мисимы было создание гражданской армии, которая бы противостояла левым силам и помогала Силам самообороны Японии.

25 ноября 1970 года Мисима и его четыре помощника захватили в заложники генерала Масита, командующего округом. Мисима потребовал собрать всех военнослужащих и обратился к ним с балкона штаба, призывая к мятежу. В это время над штабом уже зависли полицейские вертолеты. Их шум заглушал слова Мисимы, и солдаты так и не поняли, зачем знаменитый писатель захватил генерала. Они кричали: «Идиот! Отпусти нашего командира!» и даже не догадывались, что это была попытка военного переворота.

Не добившись результата, Мисима вернулся с балкона штаба в кабинет генерала со словами: «Меня никто не услышал». И трижды крикнув: «Да здравствует император!», вспорол себе живот, совершив тем самым сэппуку. Один из его помощников Морита тут же вскинул меч, чтобы завершить кровавый ритуал и прекратить мучения Мисимы, но нанеся три удара, ни разу не попал по шее. Тогда другой помощник Кога взял у Мориты меч и отсек голову писателю. Морита, так неудачно попытавшийся завершить ритуальное самоубийство, через несколько минут сам совершил сэппуку. Кога и ему отсек голову с одного удара.

Никто в Японии всерьез не воспринял эту попытку военного переворота и смены власти. Сам писатель Мисима, как выяснилось позднее, тоже особо не надеялся на успех. Об этом говорило его завещание, обнаруженное после самоубийства. В нем Мисима оставил большую сумму денег на защиту в суде оставшихся в живых участников мятежа.


Посмотрите небольшое видео о харакири и сэппуку, чтобы узнать о других особенностях этого жуткого японского ритуала

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментарии : 5
  1. Станислав

    Очень странный ритуал харакири :shock:

  2. melnikova

    Спасибо за разъяснение! Я думала что у этих понятий другая разница.

  3. Евгения

    Другая культура удивляет своими проявлениями. Но этот ритуал совершали люди по истине мужественные.

  4. Ксения

    Вот это культурааа….Теперь буду знать)) :idea:

  5. KuroGuro

    Использовать вакидзаси для совершения сеппуку — ну такой себе аттракцион. Конечно, в случае крайней(!!!) необходимости (в полевых условиях), могли использовать и катану, но ведь есть же специальный инструмент для этого сложного и ответственного мероприятия. Этот инструмент называется кусунгобу.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: