Камикадзе

Камикадзе

Камикадзе (яп. 神風) – это знакомое каждому японское слово. Так в период Второй мировой войны называли пилотов-смертников, наводивших страх на корабли противника. В те годы для японских военных еще не была пустым звуком самурайская философия «бусидо», превозносившая храбрую смерть в бою во благо народа. Однако появление летчиков-камикадзе было не столько патриотическим порывом японцев, сколько следствием безжалостного милитаристского курса страны.

 

Кто такие камикадзе

Камикадзе во Второй мировой войне

Термин «камикадзе» состоит из двух японских слов: «ками» – «бог», «кадзе» – «ветер». Следовательно, на русский язык «камикадзе» переводится как «божественный ветер». Японцы любят давать поэтические названия, но, говоря простыми словами, камикадзе – это авиационные отряды смертников. Сами японцы называли такие подразделения «специальными ударными отрядами».

Американцы узнали, кто такой человек-камикадзе, от японских эмигрантов, поступивших на службу в армию США. Сначала так называли именно летчиков, позже термин стали применять для обозначения любых японских военных, решившихся на самоубийственные атаки на врага.

История появления камикадзе

Божественный ветер
Гравюра Камикадзе — «Божественный ветер»

Термин «божественный ветер» появился еще в далеком 1274 году. Тогда на Японские острова высадился с недобрыми намерениями монгольский владыка Хубилай. Но планам порабощения островов помешал шторм, неожиданно надвинувшийся на его флотилию.

Хубилай не сдался, в 1281 году предпринял вторую попытку нападения, собрав огромный по средневековым меркам флот. Японцам, подготовившимся к нападению, удалось отбиться от восточной части вражеской флотилии. Но тут подоспели основные силы врага – южный флот. Японцам грозило бы неминуемое поражение, но природа вновь встала на их сторону: на вражеские корабли налетел шторм. Японцы, в силу своих верований, предположили, что их защитило от беды некое божество, принявшее форму шторма. Спасительный ветер они назвали «божественным».

В 1940-е, во время войны, японцы вспомнили историю о спасительном шторме, решили назвать этим термином смертников, появившихся, когда у японской авиации возникли большие проблемы на тихоокеанском фронте.

Первые камикадзе

Группа камикадзе

Проблемы в Тихом океане начались после поражения японской армии в бою близ атолла Мидуэй в июне 1942 года. Союзнические войска планомерно приближались к Японии. А японцам нечего было противопоставить. Их военные самолеты по числу и качеству существенно уступали американской авиации. На разработку усовершенствованных моделей не было времени и средств. Погибло много японских пилотов и офицеров авиации, поэтому ощущался жесткий дефицит военных кадров.

Тогда военное командование Японии нашло выход из ситуации: воспользовалось традиционным для японцев представлением о почетности смерти в бою за родину. Первые подразделения японских камикадзе во Второй мировой войне были организованы в октябре 1944 года. Это были пилоты морской японской авиации, добровольно решившие расстаться с жизнью ради призрака победы. Первым отряд камикадзе 21 октября атаковал флагманский крейсер «Австралия».

Имена первых камикадзе неизвестны. Предположительно первым человеком, целенаправленно погибшим во время атаки, стал лейтенант авиации Такеши Косаи. 13 сентября 1944 года он взлетел с филиппинского острова Негрос, к самолету были прикреплены 2 бомбы по 100 кг, предназначенные для уничтожения американских судов. Налет оказался неудачным.

Как выглядели

В целом форма камикадзе не отличалась от формы обычных японских летчиков. Различия заключались в деталях: японские смертники надевали белый шарфик, а на голову повязывали флаг камикадзе, представляющий собой белую повязку с красным символичным изображением солнца или надписью «камикадзе». Иногда пилот-камикадзе писал на повязке патриотичные слова и фразы.

камикадзе с налобной лентой
Налобная повязка камикадзе

Символом камикадзе длительное время было изображение цветка хризантемы, поскольку японцы считают его олицетворением мужества и стойкости. Иногда перед смертельным полетом летчик-камикадзе получал талисман – «сеннинбари». Это был поясок на талию, состоящий из 1000 стежков, сделанных разными женщинами.

Камикадзе пьют саке перед вылетом
Камикадзе пьют саке перед своим последним вылетом

Проводам камикадзе в последний путь предшествовала торжественная церемония. Японский камикадзе надевал повязку на голову, выпивал порцию саке из ритуальной чаши. Ему читали хвалебные стихи и благодарности. Вылетев с базы, летчик пролетал над вулканом Каймон, таким образом прощаясь с родиной.

Как принимали в камикадзе

Японские подростки-камикадзе
Японские подростки-камикадзе

Набирали летчиков в добровольно-принудительном порядке. Если верить официальной версии, добровольцев было так много, что на всех не хватало самолетов. Смертниками в основном становились студенты, которым хотелось доказать патриотизм, прославиться. Воина, умершего за страну, считали практически святым, о нем молились в храмах, а его родственники получали почет и уважение.

В действительности реальных добровольцев-смертников, движимых патриотическими чувствами и самурайской философией, было не так много. Японские мужчины получали письменное приглашение стать камикадзе. Письмо было хитро написано: текст сформулировали так, что, отказавшись от приглашения, мужчина фактически признавал себя трусом. Это был страшный позор для японца. Японские власти распространяли листовки, призывающие стать камикадзе. Агитация населения шла всеми возможными способами.

Количество претендентов было настолько большим, что к ним начали предъявлять специфические требования. Так, претендент должен был быть холостяком. Иначе мысли о семье не дадут выполнить задание. Также он не должен был быть первым ребенком в семье, потому что первенец должен заботиться о родителях и родственниках.

Опытных пилотов из новичков не делали, это было бессмысленно. Обучение было коротким, включало базовое умение управлять самолетом и психологическую обработку. Последняя представляла собой «промывание» мозгов, внедрение патриотических и религиозных убеждений, способствующих применению камикадзе как бесстрашных самоубийц.

Самолеты камикадзе

Самолет камикадзе MXY-7 Цветок Сакуры
Самолет камикадзе MXY-7 Цветок Сакуры

Изначально летчики камикадзе использовали обычные военные самолеты, которые начиняли всевозможными взрывающимися боеприпасами. Когда имеющийся в то время в стране авиапарк истощился, японские конструкторы разработали для атак сметрников специальный самолет – MXY-7 «Yokosuka». Японцы прозвали его «Ока» – «цветок сакуры». Американцы переиначили название нового летательного аппарата камикадзе, и стали насмешливо называть его «Бака», что можно было перевести как «дурак».

Помимо фирмы «Yokosuka», производством самолетов занимались «Nakajima» и знаменитая компания «Kawasaki», та самая, что сейчас производит мотоциклы.

Камикадзе во Второй мировой войне

Когда американцы в октябре 1944 года начали знаменитый морской бой в заливе Лейте, стремясь захватить Филиппины как стратегически важную точку на пути к островам Японии, у 1-го японского воздушного флота в распоряжении имелся всего 41 самолет. С таким оснащением японцы никак не могли спасти от захвата Филиппины. Оставалась надежда только на недавно созданные отряды камикадзе.

Битва за Филиппины

Первые камикадзе

Группа смертников 25 ноября 1944 года напала на американские авианосцы в восточной части залива Лейте. Первыми были повреждены корабли «Сенти» и «Суони». А авианосец «Сент-Ло» вовсе разорвался пополам, когда в нем сдетонировали боеприпасы при прямом попадании японского самолета. Итогом налета камикадзе стало утопление одного и повреждение 6-ти кораблей.

29 октября камикадзе серьезно повредили авианосцы «Белло Вуд» и «Франклин», причем на последнем было подорвано 33 базирующихся летательных аппарата. 1 ноября повреждения получили два американских эсминца, а еще один был в этот же день потоплен. 5 ноября тяжелые повреждения получил корабль «Лексингтон».

С 26 ноября камикадзе начали атаковать транспортники и прикрывающие суда. Им удалось потопить 5 эсминцев, 2 линкора и крейсер «Сент-Луис». В декабре ушли на дно 3 эсминца и 6 транспортников, а нескольким десяткам судов потребовался срочный ремонт. 3 января следующего года при прямой атаке смертника взорвался из-за детонации боеприпасов и пошел на дно авианосец «Оммани Бей». А 6 января японцы вновь атаковали знакомый им по прежним битвам корабль «Калифорния».

Итогом атаки камикадзе стала потеря американцами 2-х авианосцев, 11-ти транспортников, 6-ти эсминцев. Серьезно поврежденными оказались 60 кораблей. Наиболее уязвимы перед японскими смертниками оказались авианосцы, взлетно-посадочная палуба которых лишена брони.

Битва за Окинаву

Атакованный американский авианосец Банкер Хилл
Атакованный американский авианосец Банкер Хилл

Наиболее ярко проявили себя камикадзе в ходе сражения за японский остров – Окинаву. Американцев, подобравшихся к берегам Японии, атаковали 1465 японских самолетов.

3 апреля 1945 года японцы разрушили авианосец «Уэйк-Айленд». Спустя три дня не стало американского эсминца «Буш», атакованного одновременно 4-мя смертниками. А на следующий день камикадзе вывели из боевого строя авианосец «Хэнкок». 4 мая пожар уничтожил корабль «Сэнгамон». А 11 мая два камикадзе атаковали корабль «Банкер-Хилл», на котором сгорели 80 летательных аппаратов.

Пусть Япония капитулировала во II мировой войне, но камикадзе в итоговом сражении за Окинаву превзошли все ожидания. Несмотря на то что американцам удалось сбить около 90% вражеских самолетов, японцы ликвидировали 26 американских кораблей, а 225 серьезно повредили.

Подводные камикадзе

Кайтен
Кайтен — подводная лодка-камикадзе

Со значением слова «камикадзе» у многих ассоциируется авиация. В действительности смертниками в японской армии были и подводники. Они отправлялись на задание в небольших субмаринах, получивших название «кайтен», что значит «изменение судьбы».

Кайтены крепились по 4-6 штук на подводной лодке, внутри них находился смертник. Внутри субмарины было тесно и душно. Бывали случаи, что подводник задыхался и умирал до прибытия к цели. Управление было простым: один рычаг регулировал скорость, другой – смену направления. Действовать подводникам приходилось практически наугад, поскольку выдвигать перископ для обзора можно было лишь на 2-3 секунды, чтобы кайтен не был обнаружен врагом.

Конструкция кайтенов была примитивной. Фактически они представляли собой торпеду с кислородным двигателем. Корпус изготавливался из стальных пластин толщиной лишь 6 мм. Поэтому глубокое погружение было невозможным из-за риска расплющивания субмарины давлением воды.

Судьба камикадзе

Вылет камикадзе

К концу войны в рядах морской авиации Японии значилось 2525 камикадзе, а в армии – 1387. Почти все пошли на смерть добровольно. За военные годы отряд смертников уничтожил корабли США в количестве 34 экземпляров, а еще 288 повредил. Налеты камикадзе оказались самой эффективной формой борьбы против судов ВМФ США. Почти 70% случаев травмирования служащих американского флота пришлись на результаты нападений камикадзе.

Несмотря на благоговейное отношение японцев к камикадзе, в действительности их успехи за все время войны нельзя назвать впечатляющими. Японское военное командование предполагало, что прямое попадание самолетов в цель будет в 30% случаев. В действительности оно не достигло 10%. Численность всех утраченных кораблей американская промышленность восстановила за 3 месяца. Да и потери американских моряков кажутся не такими большими, если сравнивать их с общими потерями американцев в ходе Второй мировой войны.

Военное командование Японии наверняка осознавало, что камикадзе не изменят ход войны. Японское командование просто использовали людей как «пушечное мясо». Это была своеобразная агония милитаристского режима Японии. А вот сами камикадзе, нещадно «промытые» пропагандой, вряд ли понимали, что их смерть бессмысленна.

Сегодня камикадзе остались легендой. С современной военной техникой, способной поразить цель на другом конце планеты за считанные минуты, полеты смертников над полями боевых действий лишены смысла. Да и этика отношения к личному составу изменилась со времен войны.

Известные камикадзе

Наиболее известны в Японии 3 фамилии:

  1. Лейтенант Сэки Юкио, глава 1-го специального ударного отряда. Героически ушел из жизни 25 октября 1944 года, протаранив авианосец «Сент-Ло» в заливе Лейте.
  2. Вице-адмирал Матомэ Угаки, командир 5-ой флотилии ВМФ Японии. Погиб 15 августа 1945 года во время битвы при Окинаве.
  3. Капитан авиации Канно Наоси, уничтоживший 25 вражеских самолетов. Погиб 1 августа 1945 года, когда пытался перехватить несколько американских бомбардировщиков над островом Якусима.

Выжившие камикадзе

Ямамура
Ямамура — выживший летчик-камикадзе

Понимая, кто такой летчик-камикадзе, сложно поверить, что среди этих людей оставались выжившие. Действительно, камикадзе запрещалось выжить. Выживший пилот признавался трусом, жил с большим позором. Хотя редкие факты выживания были связаны вовсе не с трусостью летчиков, а со сложившимися обстоятельствами. Бывало, например, что у самолета отказывал двигатель, машина падала в море, где летчика подбирали моряки. Также камикадзе вынужденно возвращались на базу, если атака становилась невозможной по тем или иным причинам.

Самым везучим камикадзе был офицер по фамилии Ямамура. Он возвращался живым 3 раза. Первый раз самолет сбили в море, летчика подобрало рыболовецкое судно. Второй раз завершить задание помешали неблагоприятные метеорологические условия. Третий раз летчик вернулся на базу из-за неисправных механизмов самолета. Больше Ямамура не вылетал в качестве камикадзе, дожил до преклонных лет.

Камикадзе в современном мире

Дрон-камикадзе

Сегодня термин «камикадзе» употребляют для обозначения ударных беспилотников. Без этих перспективных летательных аппаратов эффективное ведение современной войны невозможно.

Главная задача, выполняемая дронами-камикадзе, – обнаружение и уничтожение вражеской бронированной техники, артиллерийских и ракетных установок, скопившейся на местности живой силы. В тыловой зоне беспилотники-камикадзе выполняют иные задачи: парализуют пути транспортировки вооружения, ликвидируют стратегически важные инфраструктурные объекты. В будущем предполагается использовать дроны для точечного уничтожения перемещающихся объектов в тыловой зоне.

Современный дрон-камикадзе для успешного выполнения задач должен преодолевать расстояние не меньше 1500 км, иметь тепловизионную и 3-х координатную гироскопическую стабилизационную систему, способность передавать информацию во время всего полета.

Text.ru - 100.00%

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector