Катана

Катана

Самым известным японским холодным оружием с давних времен является катана. Невозможно представить себе образ самурая без этого национального японского меча, изготовленного искусными мастерами-оружейниками. Узнаем, что представляет собой это грозное оружие, которое подчас можно сравнить с произведением искусства, и что значила катана для японского самурая.

 

Что такое катана

Катана на подставке

Простыми словами, катана (яп. 刀) – это клинковое холодное оружие, характеризующееся прямым, чуть изогнутым лезвием и открытой рукоятью. Этот длинный и узкий меч по своей форме больше напоминает русскую саблю или шашку. Меч – древнейшее в истории рубящее оружие. Самые первые мечи, датированные еще бронзовым веком, были изготовлены в Китае и Египте. Затем меч распространился на другие территории, постепенно видоизменяясь по своей конструкции.

Так в Восточную Европу мечи попали в своем классическом виде, но со временем видоизменились в сабли. В то же время в Западной Европе меч, как рубящее оружие, сохранился в своем первоначальном виде. Мечи, производимые в Китае, постепенно преобразовались в шпагу и саблю. Оба вида оружия применялись в равной степени в различных школах боевых искусств. В Японию меч попал из Китая и, претерпев небольшие изменения, стал знаменитым традиционным японским мечом катана.

Меч катана достаточно сильно отличается от европейского меча своей конструкцией и внешним видом. Поэтому ее применение требует совершенно других методов и приемов ведения боя, в отличие от классического меча.

Как появилась катана

Изготовление катаны

Первый прообраз катаны появляется в Японии под названием Кара-тачи около 646 г. н.э. Это была одна из модификаций китайского стального меча. Оба клинка были схожи по форме, но у них еще не было характерного орнамента и щитовой перекладины.

Только в период Муромати (1392-1573) появляется меч, похожий на традиционный клинок катану. Он получил название утигатана (яп. 打刀). В переводе утигатана значило – «ударный меч». В конце XVI века он становится любимым боевым оружием самураев. Тогда же появилось несколько других вариантов боевых мечей, приспособленных под различные потребности воинов. Но различия между ними были не слишком большими.

В период Эдо (1603-1868 г) производство мечей было систематизировано. В стране был принят ряд законов, регулирующих ношение и использование этого вида оружия. Выделяются семьи оружейников, специализирующихся на изготовлении катаны. Именно в этот период создается большинство традиционных японских мечей. Они отличались друг от друга длиной и формой. Каждая разновидность меча имела свое боевое назначение.

Основные виды японских мечей

Одними из основных видов мечей того времени были мечи тачи и катана.

Катана и тачи
Конструкция меча катана и тачи (тати)

Различие между тачи и катаной в основном заключалось в том, как они используются. Тачи носили на двух ремнях «аси», острой стороной лезвия вниз. Меч тачи являлся боевым оружием, и японские воины носили его вместе с доспехами. Он являлся частью военной экипировки. Катану же самураи носили с обычной одеждой, острой стороной лезвия вверх, протыкая пояс какуоби. Отличались тачи и катана также формой лезвия, у тачи лезвие имело больший прогиб.

Указ Хайто-рей 1876 года запрещал всем японцам владеть оружием, за исключением армии и полиции. Умение обращаться с катаной угасало и превращалось в показательное фехтование (кендо) и медитативное фехтование (иайдзюцу). Поэтому почти 60 лет с момента выхода указа (до 1933 года) производство традиционной катаны было официально прекращено.

На замену катане пришел меч гунто, выполненный по образу катаны, которым комплектовались регулярные войска Японии. Сделано это было с целью поддержать самурайские традиции и поднять боевой дух японских воинов начала XX века. Мечи гунто использовались многими японскими офицерами во время Второй мировой войны.

Перед началом Второй мировой войны в Военной академии Тояма Рю было возобновлено изучение боевого фехтования. Именно из него впоследствии зародилось направление боевого владения катаной, используемое в настоящее время.

Сегодня самурайская катана делится на виды: старинные, исторические, коллекционные и те, что создаются потомственными оружейными мастерами в Японии в настоящее время. Кроме того, сегодня всем желающим иметь катану предлагается множество реплик (копий) и подделок этого оружия. Они могут быть выполнены как из нержавеющей стали, так и из других более современных материалов. И хотя такие псевдо катаны внешне очень похожи на традиционные, они не могут считаться настоящими японскими мечами.

Современное производство новых традиционных мечей в Японии регулируется государственными постановлениями. Необходимо иметь специальное разрешение для производства катан. Каждый мастер, получивший такое разрешение, также получает годовой лимит на количество производимого оружия.

Конструкция и изготовление

Производство катаны

Клинок меча изготавливался мастером-оружейником долгие годы. Иногда производство клинка занимало большую часть его жизни. Секреты мастерства передавались из поколения в поколение. Технологически изготовление клинка было очень сложным процессом. Но в настоящее время все эти технологии изучены и применяются для создания новых мечей как японскими мастерами, так и их зарубежными коллегами.

Характеристики оружия

Основные характеристики катаны такие: она представляет собой меч, лезвие которого изогнуто наружу. Длина клинка может быть разной – от 60 до 105 сантиметров, в зависимости от вида катаны. Рукоять изготавливается прямой и достаточно длинной, что позволяет держать катану двумя руками. Конец лезвия заострен, что делает возможным нанесение колющих ударов. Бой с катаной одной рукой очень сложен по той причине, что рукоять катаны не имеет навершия – специального утолщения на конце рукояти, не позволяющее соскальзывать руке. Рукоять катаны абсолютно ровная по всей ее длине. Вес катаны также зависит от ее вида и составляет 1-1,5 кг.

Заготовка для клинка

В простейшей технологии изготовления клинка в кузнице из специальной стали формировался длинный стержень. Затем его разрезали, две половинки накладывали друг на друга и проковывая заготовку, снова формировали в один стержень. Будущее лезвие неоднократно нагревали в очаге или соляной печи, а затем погружали в масла и постепенно охлаждали. Секрет смеси масел для охлаждения знали только кузнецы-оружейники.

Повторяющийся процесс резки заготовки будущей катаны и последующего соединения частей методом ковки, придавал лезвию из стали ламинированную структуру. Это способствовало повышению прочности без потери гибкости.

Характерная изогнутая форма лезвия катаны обусловлена особым способом термообработки на последнем этапе формирования клинка. Речь идет об изменении времени остывания кромки лезвия (якиба) по отношению к остальной части катаны (дзи-хада). Таким образом получается разная твердость клинка: основная часть около 40 HRC, а кромка лезвия – около 60 HRC.

Обработка клинка

Необработанный клинок принимал на себя точильщик (тогиши). Он вручную с помощью набора камней моделировал, точил и, наконец, полировал поверхность. Готовое лезвие катаны помещали во временную рукоять и проводили испытание на резку. Результат вместе с подтверждением местного сёгуна записывался на тонком листе рисовой бумаги, и впоследствии помещался внутрь постоянной рукояти.

Щитовая гарда (цуба) изготавливалась отдельными мастерами и была взаимозаменяемой.

Поскольку настоящим мечом – душой самурая считался только клинок, он мог иметь разные чехлы (коширэ): домашние, дорожные, парадные. Каждому чехлу могла соответствовать своя рукоять. Также часто использовалось специальное снаряжение для хранения катан под названием ширасайя из чистого дерева без декоративных элементов и других материалов.

Изготовление рукояти

Рукоять катаны

Рукоять изготавливалась из дерева разных пород. Два резных боковых элемента рукояти обтягивались кожей обычно из акулы или ската. Кожа замачивалась, натягивалась на деревянные части, и после высыхания конструкция становилась монолитной. С выступающей стороны лезвия надевали металлическое или роговое укрепляющее кольцо (фучи), которое заканчивалось таким же капюшоном (каширой). Зона между кольцом и капюшоном чаще всего покрывалась тесьмой из хлопка или шелка. Меч помещался в деревянные ножны (сайя), лакированные или реже покрытые кожей.

Кэндзюцу – искусство владения катаной

Кэндзюцу

Одним из классических японских боевых искусств на мечах является кэндзюцу. В Японии существовало немало школ, преподающих различные техники владения катаной. Предметом обучения в этих школах было эффективное использование меча в реальном бою.

Кендзюцу было боевым искусством, которое высоко ценили самураи. На протяжении всей истории Японии меч катана считался символом и главным оружием японского воина. Его часто называли «душой самурая». Искусно владеющий катаной самурай сливался со своим оружием в единое целое.

Навыки владения холодным оружием, которым обучали в школах, делились на три основных направления:

  • итто-рю – школа боя одним (длинным) мечом, с использованием меча катана или тачи;
  • кодачи-рю – школа боя одним коротким мечом вакидзаси;
  • нито-рю – школа боя двумя мечами одновременно (коротким тачи и большой катаной).

Еще одним дополнительным направлением было нито-кэн (другое название нито-кодачи). Оно обучало бою с двумя вакидзаси.

Некоторые классические школы владения мечом, восходящие к Средневековью, такие как Катори синто-рю, Касима синто-рю, сохранились до наших дней.

Сыновья самураев начинали изучать кэндзюцу в очень раннем возрасте. Сначала они тренировались с деревянными мечами, но постепенно переходили к боям с настоящим оружием. Уроки обычно начинались рано утром, проходили в помещении или на открытом воздухе вне зависимости от погоды. Это должно было развивать в юных самураях выносливость. Трудность обучения искусству кэндзюцу развивала умственные способности будущего воина. Также она способствовала физическому развитию и подготовке самурая к борьбе с реальным противником на войне. Упражнения с тяжелыми двуручными мечами нередко заканчивались серьезными травмами или даже смертью учеников.

В отличие от кендо, которое является современной, безопасной спортивной формой фехтования на мечах, атаки, используемые в кэндзюцу, могли быть направлены на любую часть тела противника, для быстрого нанесения серьёзных или фатальных ран.

Ношение

Японские самураи носили катану в ножнах лезвием верх и обязательно с левой стороны. Ножны крепились к поясу. Самурайские обычаи предписывали снимать меч с пояса при входе в дом. Однако воин всегда держал катану в пределах досягаемости, даже когда сидел в гостях. При этом короткий меч вакидзаси всегда оставался у него на поясе. Если катана, как оружие, требовалась редко, то ее могли оставлять дома в специальной оправе, изготовленной из магнолии. Это дерево помогало предотвратить появление ржавчины на клинке.

По японским законам катану могли носить только самураи и аристократы, а вот короткий меч вакидзаси допускался и для ремесленников и торговцев.

Значение катаны для самурая

Уважение катане

Боевая катана самурая считалась не просто оружием. Ее воспринимали как символ сословия самураев, как олицетворение их доблести, отваги, мужества и чести. Согласно древним японским легендам, меч катану можно было применять лишь для борьбы со злом, для защиты добра и справедливости. По своему значению катана почиталась, как священная вещь Богини Солнца – Аматэрасу. Поэтому в VIII веке катану могли изготавливать только жрецы.

В доме самурая катана всегда находилась на почетном месте. Уважение к оружию было продиктовано не только его священным происхождением, но и необходимостью того времени, когда от оружия зависела жизнь самурая и безопасность его дома. Поэтому самурай ложился спать так, чтобы меч всегда находился у его головы на расстоянии вытянутой руки. Важность катаны для самурая подчеркивает и тот факт, что ради своего клинка воин иногда мог пожертвовать даже своей семьей или собственной жизнью.

Text.ru - 100.00%

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: