Кайдзен – японская философия непрерывного совершенствования

Кайдзен

Термин «кайдзен» в японском языке составляют два иероглифа 改 – «улучшение» и 善 – «изменение», иначе говоря, кайдзен – это «перемены к лучшему» или «самосовершенствование». Японская философия связана с образом мышления, при котором постепенные небольшие, но непрерывные изменения шаг за шагом приводят с течением времени к большим положительным эффектам. Эти принципы применяются как в руководстве, бизнесе, процессах производства, так и в частной жизни.

 

Что такое кайдзен

Что такое кайдзен

Основатель концепции кайдзен Масааки Имаи определил суть философии таким образом: «Ни дня без улучшений». В любых действиях всегда есть что улучшить или упростить.

В частной жизни и на работе человек с годами привыкает к происходящему и, живя по инерции, не задумывается о том, что можно изменить к лучшему. Чем дальше, тем труднее выбраться из накатанной колеи. Инерция – это первая причина, которая тормозит изменения. Вторая причина – страх перед изменением, перед оставлением зоны комфорта.

Кайдзен – эффективная и несложная техника, позволяющая легко преодолеть обе причины. Но самое важное – она помогает все время двигаться к цели, не останавливаясь на неудачах.

История появления философии кайдзен

Масааки Имаи
Масааки Имаи — основатель философии кайдзен

Масааки Имаи получил высшее образование в Университете Токио. Его специальность – теоретик и консультант по вопросам труда и управления в области международных отношений. Изучая историю Японии, он обнаружил ключ к экономическому успеху страны – постоянное совершенствование навыков работников и использование их опыта. Это открытие положило начало философии кайдзен. В 1986 году Масааки Имаи опубликовал книгу «Кайдзен: ключ к успеху японских компаний», которая была переведена на многие языки. Распространение философии сопровождалось учреждением компаний и институтов кайдзен в 30 странах мира. Масааки Имаи читает лекции, объясняющие концепцию и инструменты его философии, и консультирует компании по развитию, улучшению качества, снижению затрат, предотвращению потерь и оптимизации производства.

Кайдзен планирование прекрасно вписывается в частную жизнь, позволяя человеку стать успешнее и здоровее, как на физическом, так и на психическом уровне.

Основные принципы и элементы кайдзен

Не существует единой формулы внедрения концепции кайдзен в бизнес или производственный процесс. Каждый руководитель выбирает для себя наиболее подходящие инструменты. Тем не менее есть очень важные элементы, без которых невозможно добиться успеха.

Создание команды

  • Создание команды

Работа будет давать положительный результат только в том случае, когда в нее вовлечены все участники. Если отдельный работник несет ответственность только за свою часть работы, он может не заметить недостатков. Члены команды, собираясь вместе, сообща выявляют проблемы и находят пути их решения. Командная работа формирует уважение к чужому мнению, открытость и терпимость, создает приятный психологический климат.

  • Стимулирование

Оно может быть материальным – в виде премий, доплат или повышения оклада – и нематериальным – награждения, поощрения, карьерный рост.

  • Группы мозгового штурма

Специально выбранные работники из разных отделов, собрания которых проходят раз-два в месяц, могут обмениваться новыми решениями, быстрее находить ошибки и препятствия и пути их устранения.

  • Банк идей

Любой из сотрудников имеет право голоса и может высказать свое мнение по улучшению производства. Эти предложения могут поступать в электронном или бумажном виде в определенное место.

Система совершенствования и улучшения производства включает основные принципы кайдзен:

  • Осведомленность сотрудников

Работа каждого звена компании должна быть известна и понятна всем сотрудникам. Для этого руководители предоставляют наиболее полную информацию всему персоналу.

  • Ориентированность на критику

Каждый сотрудник должен быть открыт для конструктивной критики. Обнаружение проблем и ошибок дает возможность выявить потенциал для совершенствования и внести предложения по улучшению. Даже если дела идут очень хорошо, свежий взгляд со стороны может найти возможность совершенствовать то или иное действие.

  • Ориентированность на качество

Контроль качества ведется постоянно в рамках общего управления и совместной деятельности. Фиксируются методы улучшения качества, определенные стандартами.

  • Ориентированность на клиента

Каждый сотрудник должен помнить, что он работает на результат, который заключается в удовлетворении продукцией или услугой клиента. Такая ориентированность позволит оставить конкурентов далеко позади и увеличить продажи.

  • Исключение потерь

Неоправданные потери мешают развитию производства, делают его нерентабельным. К ним относятся, к примеру, промежутки потерянного времени между этапами производства, перевыпуск товара из-за брака, трудности с транспортировкой, недочеты. Постоянный поиск ненужных действий в процессах, которые не добавляют качества и ценности производимому продукту, исключение их из производства и есть действие по устранению потерь.

  • Стандартизация

Метод кайдзен предполагает согласованность понятий «стандартизация» и «изменение». Стандартизация процессов позволяет свести до минимума потенциальные ошибки. Но и в стандартизированных процессах есть возможности для улучшения – и их необходимо найти и использовать.

Когда изменения проверены и доказаны, они становятся новым стандартом и закрепляются в трудовых процессах. Начинается поиск новых возможностей для улучшения.

  • Оптимизация рабочего места

Оно должно быть организовано с точки зрения повышения эффективности работы. Порядок на рабочем месте позволит не тратить время на нахождение нужного предмета. Аккуратность и организованность производит хорошее впечатление на клиентов и окружающих, а также на самого работника. Он будет работать лучше, с большим удовольствием, в большей безопасности. К тому же чистота избавит от опасных для здоровья патогенов.

Организация рабочего пространства основана на элементах пяти С.

Кайдзен и методика 5S

Система 5S

 

Внедрение кайдзен предполагает знакомство с ключевыми элементами, основными принципами и методикой. Она включает в себя следующие понятия:

  1. Seiri или сортировка

Убрать с рабочего места все ненужное, освободить его от хлама. Удалить старое, дефектное, неиспользуемое. Оставить только то, что необходимо ежедневно. Остальное рассортировать таким образом, чтобы используемое раз в неделю лежало недалеко от рабочего стола, а используемое раз в месяц – на дальних полках.

  1. Seiton – соблюдение порядка

Раскладка инструмента

Каждая вещь и каждый инструмент всегда лежат на своем месте. При необходимости они подписываются или как-то отмечаются, чтобы их можно было найти без потери времени.

  1. Seiso — содержание в чистоте

Чисто там, где не сорят. Исходя из этого, наведение порядка должно стать простым и удобным. Средства для уборки нужно иметь под рукой.

  1. Seiketsu – стандартизация

Установление все новых и новых стандартов в связи с введением улучшений становится новыми правилами.

  1. Shitsuke — совершенствование и самодисциплина

Они базируются на постепенном освоении методики и приобретении привычки следовать всем принятым процедурам. При этом происходит обмен опытом и его накопление.

Внедрение и эффект от системы кайдзен

Элементы кайдзен

Кайдзен – это постепенный пошаговый процесс, ведущий к успеху. Внедрить его можно, только поставив правильные цели. При этом стоит задаться следующими вопросами:

  • Есть ли проблема и в чем она состоит?

Если коллектив сопротивляется изменениям, руководитель должен не спеша лично пообщаться с работниками, выявляя и анализируя причины. Стоит понаблюдать за работой каждого на его рабочем месте.

  • Как устранить проблему?

Нужно опираться на творческие предложения работников, наблюдения из среды сотрудников. Так удастся реализовать улучшение качества в соответствии с целями компании.

  • Как внедряются изменения?

Необходима открытая информация о проблемах компании, доведенная до всех работающих, определение потерь и выяснение причин убытков. Эти вопросы выносятся на общее обсуждение. Важно внесение сотрудниками предложений по улучшению как производственного процесса, так и условий труда.

  • Как выбрать направление системы улучшений?

Можно начинать с организации рабочих мест по системе 5 С, работы над психологическим климатом в коллективе или внедрения основ бережливого производства. Выбор зависит от результата наблюдений и анализа работы. Он остается за руководством.

Следующий этап внедрения кайдзен – создание передовой группы, которая будет заниматься планом работы, проектами, найдет подходы к каждому работнику, позаботится о донесении до каждого идей бережливого производства.

Организованное с помощью инструментов кайдзен бережливое производство позволяет существенно повысить качество работы на всех этапах – от проекта до сбыта продукции. В оптимизацию процесса вовлечены все без исключения сотрудники. Главные цели – удовлетворение потребителя и успешность предприятия – достигаются с помощью принципов кайдзен на высоком уровне.

Мировые компании, использующие систему кайдзен

Кайдзен на заводе Тойота
Сборочный цех автоконцерна Тойота

Система кайдзен используется известными компаниями с большим успехом. Так, впервые применив концепцию на этапе восстановления после Второй мировой войны, автомобилестроительная корпорация Тойота успешно живет с ней более 70 лет. Главные ее принципы – бережливое производство (кайдзен) и уважение к сотрудникам. Концепцию используют также российская компания КамАЗ, нефтяная компания Лукойл, пивоваренная компания Балтика, конгломерат из Германии Сименс, японская Хонда и многие другие.

Как самому стать продуктивнее с помощью системы кайдзен

личное самосовершенствование

Инструменты кайдзен легко переносятся на личное самосовершенствование.

Ставьте себе маленькие цели

Цели должны быть конкретными, реалистичными, достижимыми. Если эти критерии не соблюдаются, может исчезнуть мотивация в связи с разочарованием. Маленькие цели ведут к осуществлению большего.

Задавайте себе маленькие вопросы

Не позволяйте себе лениться. О внутренней силе напомнят такие вопросы, как «Все ли я делаю для самосовершенствования?», «Что я сделал сегодня, чтобы завтра стать лучше?», «Что мешает мне избавиться от вредной привычки?»

Двигайтесь маленькими шагами

Основа кайдзен – непрерывное движение маленькими шагами без спешки. Это даст возможность не выдохнуться через 100 метров, а настойчиво продолжать движение.

Избавляйтесь от мусора

Не копите лишнее. Наберитесь смелости выбросить ненужные вещи, освобождая пространство вокруг себя. Чем больше порядка вокруг, тем больше психологического комфорта.

Речь идет также об информационном мусоре. Полезные данные, которые стоит хранить в памяти, должны быть достоверными, актуальными и применимыми в жизни.

Держите рабочее место в чистоте

Гигиену на рабочем месте часто недооценивают. Но отсутствие ее собирает болезнетворные микробы на клавиатуре компьютера или на кухне. Привычка убирать свое рабочее место, приводить его в идеальное состояние вечером облегчит начало рабочего дня.

Становитесь лучше каждый день

Есть в философии кайдзен одна хитрость, которая называется «одноминутный метод». Одну минуту в день надо уделять внимание новой привычке. Например, есть овощи, приседать, учить новый язык или убирать рабочее место. Так закрепляются и усваиваются полезные привычки.

Стратегия кайдзен демонстрирует силу маленьких шагов в достижении цели и самоулучшении. Отбросив стремление к идеальному решению, что является утопией, человек, вооруженный японской системой кайдзен, настойчиво движется к успеху, не прилагая особых усилий.

Text.ru - 100.00%

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: