Студия «Гибли» — классика японской анимации

Студия Гибли

Об аниме студии Гибли слышали даже многие из тех людей, что совершенно далеки от японской анимации. Невероятные по красоте и доброте мультфильмы нравятся и взрослым, и малышам. Обычно за создание этих анимационных шедевров благодарят знаменитого аниматора Хаяо Миядзаки. В действительности анимационная студия Гибли – это не только дедушка Миядзаки. Это большой штат талантливых художников с индивидуальными стилями и подходами к работе.

 

История появления и развития студии

Основатели студии Ghibli
Основатели студии Ghibli — Хаяо Миядзаки, Тосио Судзуки и Исао Такахата (слева направо)

Аниме студию Гибли принято называть детищем «двух аниматоров». В действительности компанию основали трое талантливых людей: два режиссера-мультипликатора – Хаяо Миядзаки и его близкий товарищ Исао Такахата, а продюсированием занимался Тосио Судзуки.

Студия появилась в 1985-ом, хотя первое произведение, условно принадлежащее компании, удалось выпустить годом ранее. Это был полнометражный анимационный проект по одноименной миядзаковской манге «Навсикая из Долины ветров». Примечательно, что поначалу создатели планировали делать аниме в привычном и востребованном сериальном формате. Однако редактор журнала манги, в котором публиковали «Навсикаю», предположил, что это произведение лучше будет восприниматься в полнометражном виде.

Создавая первую полнометражку, художники Гибли рисковали. Полнометражная анимация требует много временных и усилий, и если бы стартовый проект «прогорел», студия Гибли, едва появившись, обанкротилась бы. Миядзаки и Такахата рискнули и не прогадали. Правда, чтобы подстраховаться, до официальной регистрации студии они наняли на частичную ставку художников из компании Topcraft. Полнометражная «Навсикая» оказалась невероятно успешной. В 2007-ом ее даже признали 2-ым лучшим аниме в истории этого искусства.

Так начался всемирный успех студии Гибли, специализирующейся преимущественно на полнометражных проектах. В 1996-ом студия заключила контракт с компаний Disney на реализацию мультфильмов в заграничном прокате, а также на частичное финансирование анимационных проектов.

Как появилось название студии

Самолёт Caproni CA.309
Самолёт Caproni CA.309 Ghibli

Название студии дал Хаяо Миядзаки, который с детства увлекался авиацией, а его отец был конструктором самолетов. Термин «Ghibli» итальянский. Так назывался один из боевых самолетов времен Второй мировой войны Ca.309 от авиастроительной компании «Caproni». В свою очередь, это название самолета произошло от африканского наименования горячих ветров, дующих с юго-востока. Давая название Гибли, Миядзаки подразумевал, что его компания внесет много свежих идей в мир анимационного производства, будет словно «дуновение ветра».

Правильно слово произносится как «гибли». Но вот англоязычные зрители, в силу диалекта, коверкают произношение, говорят «дзибли» или «джибли». Да и японцы жутко искажают слово, выговаривают «джибури» (яп. スタジオジブリ). Такое коверканье названия обусловлено тем, что в японской фонетике невозможно отдельное произношение согласной фонемы «б» без гласной, поэтому японцы говорят «бу». Также в японской артикуляции отсутствует фонема «л», вместо него японцы выговаривают «р».

Кто в студии создает мультфильмы – плеяда режиссеров

Основатели Хаяо Миядзаки и Такахата Исао работали совершенно по-разному, в разных стилях и техниках. При этом умудрялись продуктивно творчески взаимодействовать. Шедевры Гибли влюбляют в себя зрителей разных возрастов, национальностей, менталитетов, потому что их простая, но сильная и правильная философия понятна всем и каждому.

Режиссер Исао Такахата

Сказание о принцессе Кагуя
Кадр из фильма Исао Такахаты «Сказание о принцессе Кагуя»

Такахата-сан всегда основывал свои произведения на японской литературе и мифологии. Он занимался анимационной адаптацией литературных творений от других авторов из Японии. Исао никогда не боялся экспериментировать со стилистикой и техникой анимации. Ему принадлежит авторство многих технических идей рисования. При этом Такахата был жутким перфекционистом. Каждое произведение он вырисовывал так кропотливо и старательно, пока оно не становилось идеальным по его мнению. Так, аниме «Сказание о принцессе Кагуя» Такахата-сан создавал аж 6 лет! За такой перфекционизм Миядзаки часто подсмеивался над другом, подгонял его в работе.

К сожалению, Такахата Исао скончался в 2018 году. И Хаяо Миядзаки остался единственным основателем и главным мастером студии Ghibli.

Мастер аниме Хаяо Миядзаки

Мой сосед Тоторо
Герои аниме Хаяо Миядзаки — «Мой сосед Тоторо»

Для всего мира Гибли ассоциируется именно с Миядзаки. В отличие от друга Такахаты, Миядзаки четко придерживается своего оригинального стиля. В его аниме явно заметна «европейскость», а японские мотивы проявляются слабо, а то и вовсе отсутствуют. Часто Миядзаки-сан включает в сюжеты произведений экологическую «повестку». Заметно, насколько художник озабочен экологическими проблемами, постепенным разрушением природы.

Миядзаки обязательно включает сказочные и фэнтезийные мотивы в мультфильмы. Причем элементы фэнтези можно увидеть даже в произведениях, где сюжет развивается в реальном мире, например, в аниме «Ветер крепчает». Обусловлено это тем, что Миядзаки любит расширять пределы реальности. Каждый его мультфильм – целая вселенная со своими законами и правилами. Через каждый сюжет проходит идея о том, что чудеса существуют и их создают сами люди правильными поступками. Что сила не в мышцах, а в доброте. Что абсолютного зла не существует и все исправимо.

Удивительно, но у Хаяо Миядзаки нет образования мультипликатора, он самостоятельно учился правилам композиции, отрисовке персонажей и построению диалогов. Ведь у него с детства было страстное желание рисовать мангу и аниме.

Первые 10 лет в студии Гибли мультфильмы создавали только Такахата и Миядзаки. Будучи уже в преклонном возрасте, режиссеры понимали, что пора дать дорогу молодому поколению мультипликаторов, «воспитать» продолжателей творческого дела. Поэтому в 1995-ом они основали «Анимационную школу восточной префектуры Коганэй» для обучения художников, мечтающих рисовать мультики от студии Гибли.

Другие режиссеры студии Гибли

Хиромаса Ёнэбаяси
Хиромаса Ёнэбаяси — один из молодых режиссеров студии Гибли

Наиболее известны следующие работы студии Гибли от молодой плеяды мультипликаторов:

  • «Здесь слышен океан» 1993 года от режиссера Томоми Мотидзуки. Фильм оказался не очень успешным, несмотря на отличную анимацию, так как был выпущен с запозданием и с превышением бюджета;
  • «Шепот сердца» 1995 года от режиссера Кондо Ёсифуми;
  • «Возвращение кота» 2002 года от Хироюки Мориту;
  • «Сказания Земноморья» 2006 года от Горо Миядзаки, сына основателя. Проект тоже не удался, был принижен критиками;
  • «Воспоминания о Марни» 2014 года от Хиромаса Ёнэбаяси.

Как создаются аниме в студии Гибли

Студия Дзибли смогла так прочно закрепится на японском рынке во многом за счет жесткой рабочей дисциплины и строгого соблюдения уникальных традиций и техник рисования. На стене офиса компании висит лист, на котором написан призыв уволиться, если сотрудник не имеет «идей, ответственности, энтузиазма, работоспособности, пунктуальности». Принципиальная позиция Ghibli Studio – мультфильмы «резать» нельзя, прокатчики должны показывать их строго в режиссерской версии. На этом фоне у Миядзаки даже случился раздор с американским прокатчиком Харви Вайнштейном, планировавшем сократить аниме «Принцесса Мононоке».

Анимация

Ходячий замок
Кадр из фильма Хаяо Миядзаки «Ходячий замок»

Несмотря на то что Гибли студия первой в Японии начала использовать компьютерные технологии для ускорения и упрощения производства аниме, Хаяо Миядзаки категорично не приемлет полный переход к 3D-анимации. Также студия долго противилась переходу произведений в цифровой формат показа. Мультфильмы Гибли уникальны в мире современной анимации тем, что созданы ручным способом: акварелью на бумаге. Нарисованные герои и фоновые пейзажи затем оцифровываются для дальнейшего создания кадров. Для создания одного мультфильма художникам Гибли приходится отрисовать десятки и сотни тысяч листов, в том числе изображающих движения и мимику персонажей.

Во всем мире Миядзаки остался, наверное, единственным аниматором, работающим вручную. Но, хотя он называет себя «человеком XX, а не XXI века», он не так уж категорично консервативен. Компьютерные технологии применяются в значительной части рабочего процесса. В противном случае художники бы просто выдохлись, рисуя руками кадр за кадром. Так, при создании «Ходячего замка» CGI-технология применялась при отрисовке того самого замка, а также движения летательных аппаратов, развевающихся флагов, бездонной дыры, в которую проваливается Софи в воспоминаниях Хаула. Главный принцип Гибли – компьютерная графика не должна вредить отрисованной вручную основе.

Уникальная особенность Миядзаки как режиссера – полное отсутствие сценария. История придумывается в процессе работы, по мере развития сюжета.

Озвучка

Интересно студия Гибли Хаяо Миядзаки подходит к озвучке анимационных фильмов. Эта работа не менее кропотливая и ответственная, чем создание кадров. В студии подход к озвучиванию принципиальный и дотошный: все должно звучать естественно и гармонично, начиная от стука шагов и падания капель, заканчивая ревом летательных аппаратов и тарахтеньем машин. Причем для большей натуральности звуки не создаются искусственно, а записываются от реальных источников. Так, создавая образ ходячего замка, Миядзаки представлял работу старинного станка для ткачества. Замок ходит неповоротливо, все в нем трещит и скрипит. Чтобы сымитировать такое звучание, студия наняла плотника, который в течение аж 4-х месяцев создавал инструментами по дереву соответствующие звуки.

Рисовка

Воспоминания о Марни
Кадр из аниме Хиромаса Ёнэбаяси «Воспоминания о Марни»

Еще один интересный нюанс, который можно заметить при просмотре аниме от студии Гибли, – тщательнейшая, максимально реалистичная и живописная прорисовка фонов. Она всегда выглядит сочно, натурально, ярко. Зритель словно бы попадает в нарисованный мир, воспринимает его всеми органами чувств. Такой эффект возможен благодаря технологии рисования, при которой двигающиеся персонажи покадрово накладываются на один и тот же фон. Фоновую основу не приходится рисовать многократно, поэтому ее можно создать более проработанной и реалистичной.

Еще одно проявление щепетильного и дотошного подхода к работе заключается в том, что фоновые пейзажи художники Гибли не придумывают, а срисовывают с настоящих природных и городских панорам. Это еще один фактор того, что фоны получаются такими живыми и красивыми. Так, в аниме «Ходячий замок» действие происходит в альтернативном городе, напоминающем западноевропейский городок второй половины XIX века. Городские пейзажи для мультфильма Миядзаки создавал под впечатлением от путешествия по живописным городкам французского Эльзаса. А вот образ летящего над охваченным пламенем городом Хаула мультипликатор создал, впечатлившись полотнами Босха «Искушение святого Антония». Стимпанковскую технику в том же «Ходячем замке» Миядзаки рисовал, вдохновляясь иллюстрациями Альбера Робида.

Симпатичный зверек на студийном логотипе – легко узнаваемый тролль из аниме Миядзаки «Мой сосед Тоторо». Персонаж настолько полюбился зрителям, что активно продается в виде плюшевых игрушек, магнитиков и прочих сувенирчиков.

Музыкальные композиции

Дзё Хисаиси
Дзё Хисаиси — бессменный композитор студии Гибли

При просмотре созданных студией Гибли мультиков внимательный зритель обращает внимание на музыкальное сопровождение, необычайно гармонично и точно вписывающееся в канву сюжета и характеры персонажей. Автор этих замечательных мелодий – Дзё Хисаиси – знаменитый японский композитор, которого сравнивают с голливудским автором саундтреков Джоном Уильямсом. Именно он пишет композиции для всех выпускаемых в Ghibli аниме с самого начала существования студии. Хисаиси-сан работает оригинально, не так, как западные коллеги: в начале работы он получает от режиссера краткое содержание и несколько ключевых слов, в соответствии с полученной информацией пишет музыкальную композицию.

Фильмография Ghibli

Фильмография студии Ghibli

В «послужной» список студии Гибли входят следующие творения Миядзаки:

  • экологическая притча «Навсикая из Долины ветров»;
  • приключенческое фэнтези «Небесный замок Лапута»;
  • экологическая драма «Принцесса Мононоке» – прорывной проект студии на западный рынок;
  • забавная сказка «Мой сосед Тоторо» – первый мультфильм студии, показанный в СССР;
  • фэнтези «Ведьмина служба доставки»;
  • драма «Порко Россо» – наиболее серьезный, «взрослый» миядзаковский фильм;
  • волшебная романтическая сказка «Ходячий замок»;
  • биографическая драма «Ветер крепчает»;
  • приключенческое фэнтези «Унесенные призраками» – знаменитейшее творение Миядзаки-сана, мировой анимационный хит, получивший статуэтку «Оскар».

Такахата-сан создал следующие произведения:

  • трагический военный мультфильм студии Гибли «Могила светлячков»;
  • школьная драма «Еще вчера»;
  • фольклорная история «Войны тануки в период Хэйсэй»;
  • бытовая комедия «Семья Ямада»;
  • фольклорная притча «Сказание о принцессе Кагуя» – предсмертное творение Такахаты-сана.

Летом 2023 года студия Гибли представляет полнометражный фильм от Хаяо Миядзаки «Как поживаете?». Хотя Миядзаки-сан планировал уйти на пенсию после создания аниме «Ветер крепчает», но все же в 2016 году начал работать над новым проектом. Работает мастер традиционным методом – рисует от руки, а помогает ему штат из 60 художников.


Предлагаю Вам посмотреть документальный фильм о студии Ghibli – «Царство грез и безумия».

Text.ru - 100.00%

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: