Бунраку

Постановка театра Бунраку

В Японии искусству отведена особая роль и любовь. Среди многих других его видов традиционные кукольные представления уже на протяжении долгих лет являются настоящим достоянием страны Восходящего солнца.

Японский театр кукол – это особый мир, где правят чувства и музыка. В представлении задействованы несколько человек, где при помощи кукол они создают завораживающее зрелище.

История появления кукольного театра

кукловоды японского кукольного театра
Кукольный театр Бунраку

Японский театр кукол Бунраку имеет богатую историю. За период своего существования, он, как и любое искусство, терпел как взлеты, так и падения. Первоначально театр состоял из музыкантов и артистов. Это была небольшая группа монахов, которая гастролировала по поселениям и собирала милостыню.

Чтобы как-то привлечь к себе внимание публики, они организовывали небольшие спектакли. За сюжет чаще всего брались различные истории про принцесс и благородных господ. Все представление сопровождалось игрой на сямисэне. Этот музыкальный инструмент состоял из трех струн, по звучанию напоминал балалайку. Зрителям нравилось слушать пение под легкие звуки музыки.

С годами аудитория стала требовать больше зрелищ, лаконичности и реалистичности. Зрители сами хотели стать частью представления. Примерно в середине XVII века, появились первые артисты, которые в своих представлениях стали использовать кукол. Первые куклы были небольшими, и только со временем их размеры стали меняться в бо́льшую сторону.

Театр Бунраку

кукловоды театра и куклы
Представление японского кукольного театра Бунраку

В 1805 году человек по имени Уэмура Бунракукэн приобретает небольшой театр в городе Осака и дает ему свое имя. С этого времени слово Бунраку, как название кукольного театра, вошло в обиход и стало ассоциироваться именно с кукольными представлениями. Этот театр получил разрешение правительства Японии на показ своих представлений, и благословление императора дало новый толчок к его развитию.

С годами внешний облик кукол Бунраку эволюционировал вместе со стилем театра. В начале XVIII века куклы достигли таких размеров, что для управления марионетками требовалось уже три кукловода. Тематика жанра стала более глубокой, поэтому куклы Бунраку изменились не только размером, но и стилем. У них появилось больше подвижных элементов. Рот приводился в движение, глаза открывались и закрывались, а пальцы куклы двигались, как настоящие. Благодаря этому, представление получалось более реалистичным.

Традиционные куклы Бунраку выполнены из натурального дерева. Но они не собираются сразу, мастера изготавливают только детали, а сама кукла собирается непосредственно перед самим представлением. После спектакля куклу Бунраку разбирают на запчасти и убирают в коробку. Стоит отметить, что даже это действие выполняется как определенный ритуал, настолько японцы почитают и бережно относятся к данному виду искусства.

Голова куклы Бунраку
Голова куклы Бунраку с механизмом управления эмоциями

Основной частью куклы служит голова. В зависимости от типа персонажа, куклы имеют разный размер головы. Кроме этого, каждая кукла Бунраку, имеет определенный цвет лица. Кукла, представляющая персонаж из императорской семьи или иных благородных кровей, имеет светлое или белое лицо. Чем ниже социальный уровень персонажа, тем темнее цвет его лица.

Один из основных элементов куклы – это ее одежда. В создании нарядов принимают участие лучшие мастера швейного дела. Каждый элемент продумывается до мелочей в соответствии с характером будущего героя. Как правило, на одежду для кукол Бунраку тратится большое количество денег, так как шьется она из дорогих материалов.

Нынешние куклы театра Бунраку отличаются большим размером и красивыми, яркими нарядами.

Танец и музыка как единое искусство

Японский театр кукол представляет собой гармоничное сочетание музыки, танца и сюжета. На сегодняшний день, как и несколько столетий назад, представления проходят под мелодичное сопровождение сямисэна. Если говорить о стилях, то театр Бунраку большим количеством элементов, напоминает скандально-известный театр кабуки.

Первыми в театре стали ставить пьесы исторического жанра. Они повествовали о различных событиях эпохи Воюющих провинций (период со второй половина XV века – начало XVII века). Изначально такие представления состояли из шести актов, но со временем действие свелось до пяти актов. Сама структура представления строго соответствовала принципу: начало, основная часть, концовка.

В начале XVIII столетия театр Бунраку начал менять свой стиль. Большое влияние на это изменение оказал один из знаменитых драматургов Японии Тикамацу Мондзаэмон, рожденный в семье самурая. В детстве он познакомился с традициями театра «Но» и в зрелом возрасте выбрал профессию драматурга.

Тикамацу Мондзаэмон
Японский драматург Тикамацу Мондзаэмон

Тикамацу Мондзаэмон вместе с рассказчиком и певцом дзёрури (дзёрури – один из видов рассказа в виде напевов) Такэмото Гидаю создали творческий тандем, в результате родился бытовой жанр представлений. За его основу был взят конфликт общества, социальных норм с личными эмоциями и желаниями.

Если раньше основу пьес составляли сюжеты про исторические личности и события, то теперь на сцене можно было увидеть реальные истории и глубокие душевные переживания человека. Часто стали показывать пьесы, где человек не смог справиться с обязанностями общества и, в конце концов, заканчивал жизнь самоубийством. Большинство пьес этого жанра были не выдуманными, а трагичными историями обычных людей.

Тема самоубийства в представлениях кукольного театра настолько проникла в души зрителей, что они в подобных жизненных ситуациях шли по стопам своих героев и обрывали свою жизнь. После всплеска в Японии актов добровольного ухода из жизни, возникших под влиянием театра, такие постановки стали под официальным запретом.

Главные действующие лица

кукла японского кукольного театра
Кукла Бунраку

Основными персонажами и действующими лицами всего представления театра Бунраку являются куклы. По сути, тела у кукол нет, их заменяет деревянная рама. Есть только голова и руки. Ноги бывают только у представителей мужского пола, но далеко не у всех персонажей. Сама фигура украшена богатой одеждой и предметами гардероба.

Самым сложным элементом в кукле Бунраку является голова. Она выполняет основную роль в передаче эмоций и стиля повествования. Поэтому она полностью подвижна. Есть куклы, у которых в движение приводятся не только губы, глаза, брови, но и язык. Управлять головой может только мастер, у которого за плечами более 30 лет стажа работы с куклами Бунраку.

Чтец

два чтеца театра Бунраку
Чтец кукольного театра Бунраку

В японском театре Бунраку особая роль отведена чтецу. Именно он в каждом представлении ведет повествование. Чтец отвечает не только за реплики главных героев, но и озвучивает природные эффекты и другие звуки, задействованные в представлении. По сути, работа чтеца не менее важна, чем, например, работа главного мастера над марионеткой. Ведь если чтец собьется, то может нарушиться мысль всего представления.

Дополнительная сложность состоит в точности управления куклой, ведь каждая реплика должна быть сказана не только вовремя, но и строго согласно действиям самой куклы.

Во время представления мастер, облаченный в черное кимоно, находится на помосте с правой стороны от сцены. Занавес используется только в начале пьесы и в самом ее конце, а в момент представления между чтецом и публикой нет никаких перегородок. Задний фон сцены завешивают черным полотном, чтобы все внимание зрителя было приковано только на основное действие.

Рассказчик должен иметь хорошие вокальные данные. Порой иногда нужно за считанные секунды с баса перейти на шепот, а после – в яростный крик. Повествование пьесы разделяется на диалоги и пение. Порой чтец тратит несколько десятилетий, чтобы в совершенстве овладеть данным искусством.

Кукловоды

кукла и кукловод японского театра
Кукловод театра Бунраку

Традиционно одной марионеткой управляют три кукловода, но если персонаж малоподвижный и играет второстепенную роль, то с ним справляется один кукловод. Для того, чтобы он был менее заметным на сцене, одежда кукловода представляет собой длинное черное одеяние с капюшоном, независимо от жанра представления.

Кроме этого, кукловоды театра разделяются на категории:

  • Омодзукай – основной кукловод, отвечает за движения куклы головой и правой рукой.
  • Хидари-дзукай – его главная задача – движения левой руки куклы.
  • Аси-дзукай – младший из кукловодов, он работает с нижними конечностями.

Существует поверье, что обучаться мастерству главного кукловода нужно не менее 30 лет. Сначала мастеру доверяют управление ногами, потом левой рукой, и только спустя три десятилетия, он получает право стать основным кукловодом.

Элементы кукол

В каждой марионетке подвижными частями туловища являются голова и руки. В некоторых куклах, в зависимости от ее роли, мастер делает подвижный механизм и на ногах. Части тела имеют белый цвет, само лицо, если сравнивать с размером всей куклы, непропорционально маленького размера. Есть особенные марионетки, они имеют сразу два лица. Чаще всего они задействованы в спектаклях в роли оборотней.

Современность

здание кукольного театра в Японии
Национальный японский театр Бунраку в Осаке

По сей день одним из популярных японских развлечений является Традиционный кукольный театр. Стоимость билета определяется местонахождением и популярностью театра. Большинство театров Бунраку функционируют в таких городах Токио и Осака. Театральная труппа дает спектакли не только на территории театров, но и по другим городам. Кроме этого, коллективы принимают активное участие в фестивалях традиционного искусства.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: