Неподготовленный зритель, впервые попав на выступление японского театра кабуки, вряд ли поймет, о чем же шла речь в представлении. Причина в том, что традиционное сценическое представление изобилует множеством символов и тонких намеков, о которых надо знать и уметь их видеть. Хотя внешне кабуки очень похож на западный театр яркими костюмами, гримом и декорациями, в нем есть интересная особенность – минимум диалогов, которые нередко исполняются на непонятном даже для японцев старинном диалекте. Содержание пьесы передают жесты и мимика актеров, их позы, действия на сцене, а также нюансы общего оформления сценического пространства.
Содержание
Что такое японский театр кабуки
Кабуки в Японии – намного больше и масштабнее, чем просто классический театр. Это уже отдельный вид искусства, удивительный симбиоз актерской игры, интересного сюжета, мастерского музыкального сопровождения и сценического оформления всего действа. С 2005 года японский театр кабуки входит в списки организации ЮНЕСКО как объект нематериального достояния человечества. Как в стране, развитие которой во многом отставало от соседей, появился шедевр, который сейчас так высоко оценен во всем мире? Наверное, причина кроется в любви японцев к разнообразным представлениям, а также в глубоком символизме традиционной религии, ведь скрытые знаки и приметы – основа театра кабуки.
Театральные представления кабуки очень живописны и красочны. Тем не менее, подготовка каждой пьесы требует много времени и усилий. Для японцев это сложное искусство, в котором не существует мелочей и непродуманных деталей. Каждый костюм, декорация и сценичный грим составляются с огромной тщательностью, поскольку они не могут выбиваться из общепринятых канонов. Любой цветовой оттенок, жест актера или звуки музыкальных инструментов что-то обозначают, складывая общую картину представления театра.
История театра кабуки
Название «кабуки» обозначает мастерство песни и танца, хотя точного перевода не имеет. Историки называют конкретную дату образования японского театра – 1603 год. Именно тогда Окуна, жрица синтоистского храма, собирая пожертвования для своей обители, показывала небольшие представления в городе Киото. Наверное, женщина была очень талантлива, поскольку имела огромный успех у публики. Окуна оставила служение и собрала театральную труппу. Первый театр кабуки в Японии предлагал зрителям преимущественно сцены из повседневной жизни. Большинство ранних пьес были комедийными и содержали элементы эротики, иногда весьма откровенной.
В 1629 году власти Японии запретили женщинам участвовать в театральных действиях. Роли в кабуки начали исполнять юноши. Постепенно менялась тематика, в постановки вводились акробатические элементы, а в музыкальном сопровождении появились новые инструменты. В середине XVII века из кабуки власти «выгнали» и молодых парней. Однако невероятная популярность театра среди простых японцев не дала ему исчезнуть. Главными актерами с тех пор стали взрослые мужчины, а репертуар из комедийного перешел в драматический.
Грим и костюмы театра кабуки
В кабуки грим служит далеко не для наведения красоты. Это важный элемент представления, который рассказывает историю театрального персонажа. Традиционно актеры используют всего несколько цветов, каждый из которых что-то обозначает. Белый наносится на открытые части тела и служит признаком чистоты, невинности и молодости. Чем старше герой пьесы в японском театре кабуки, тем больше коричневого оттенка должно быть в гриме. На полностью закрашенном лице прорисовываются наново брови, губы, подводятся глаза. Нередко на коже актеров изображаются диковинные узоры и даже иероглифы. Рисунки черного цвета символизируют нечеловеческие способности и духовную возвышенность, красного – смелость и преданность, синего – приверженность злу. Иногда актеры театра меняют грим в ходе представления. Это обозначает смену в характере и поведении персонажа.
Костюмы в японском театре кабуки также специально подбираются для разных типов постановок. Цвет одежды и рисунок на ней всегда что-то обозначают. По внешнему убранству можно определить пол и возраст героя, его социальный статус и даже особенности характера. Например, скромные «бумажные» кимоно на подмостках кабуки представляют бедняка, а куртизанку можно узнать по богатому многослойному убранству и приоткрытой шее. Приподнятый край национального костюма или закинутый рукав указывают на определенную ситуацию. Каждый наряд скрупулезно моделируется под конкретные действия, и нередко одно кимоно нельзя использовать в других театральных спектаклях.
Игра актеров и музыкальное сопровождение
Персонажи в японском театре кабуки не должны выглядеть естественно. Наоборот, роль считается хорошо сыгранной, если актеры сумели максимально экспрессивно передать эмоции. Для этого в кабуки разработаны специальные техники. Самая распространенная – миэ, являет собой набор энергичных, резко обрывающихся движений. Они заканчиваются красноречиво застывшей позой героя, выразительной мимикой и сведенными глазами. Часто в театре кабуки используется метод гротескной ходьбы – риппо, когда актер размашисто двигает руками и шагает, высоко поднимая ноги. Риппо показывает, что на сцене действует активный решительный герой.
Музыка театра кабуки тоже необычная. Например, в некоторых сценах сами актеры имитируют голосом звуки музыкальных инструментов. Театральный оркестр небольшой, включает традиционную лютню сямисэн, маленький барабан, несколько видов трещоток и японскую флейту. При этом он не просто сопровождает танцы персонажей или аккомпанирует певцам. Зрители обязательно услышат шум ветра, раскаты грома и стук дождя. Специальные трещотки просигнализируют о начале или конце представления, сделают акцент на особо драматичных моментах. Накал эмоций в театре кабуки сопровождают специальные резкие возгласы музыкантов.
Характерные черты театра кабуки
Постановки в японском театре кабуки завораживают с первых моментов. В чем их секрет? Главная особенность – соединение ярких образов, музыки и танца, подчеркнуто драматичных выступлений и технических эффектов. На сцене в Японии нельзя играть от всей души, импровизируя на ходу. Все действия имеют символичное значение и строго предопределены. Тем не менее, актеры кабуку мастерски передают смысл написанной сценаристом истории и сложную палитру переживаний своих героев.
За время развития театра кабуки японцы перепробовали немало приемов и техник, чтобы наиболее точно передать смысл представления. Актерам в процессе выступления помогают. Как? «Люди в черном» незаметно для зрителей и выступающих доставляют либо убирают необходимый реквизит. Эффект быстрой смены обстановки дает подвижная сцена, которая появилась в Японии на полтора века раньше, чем в европейских театрах. Иногда движение в процессе представления может вдруг замирать, как останавливается кадр в кино. Цель действия – подчеркнуть красоту момента и актеров, которые неподвижно застывают в определенной позе.
Зрительный зал
Японский театр кабуки не разделяет четко место зрителя и актера. Сцена – обычный длинный помост, к которому с левой стороны через весь зал идет перпендикулярная дорожка, похожая на подиум. Она называется ханамити (путь цветов) и служит своеобразным усилителем драматичных моментов пьесы. Во время представления по такому пути цветов медленно удаляются персонажи, символизируя трагическую разлуку или смерть. Нередко по ханамити актеры заходят в начале представления или там разыгрываются некоторые эпизоды пьесы. Иногда исполнители трюков могут «летать» не только над сценой, но и над зрителями.
Декорации в японском кабуки меньшие по размеру от реальных предметов, поскольку они служат дополнительным инструментом представления и не должны отвлекать от действий актеров. Благодаря длинной сцене, зрителям кажется, что события пьесы происходят вокруг них. Кроме того, декорации в театре довольно сложные, поскольку за ними может скрываться дополнительный реквизит, ступени или люки, которые помогают вступающим быстро перемещаться, таинственно исчезать и появляться снова. Среди зрителей театра кабуки встречаются «подсадные утки», задание которых в определенный момент громко крикнуть имя актера. Это значит, что зал восхищается его игрой.
Главные персонажи японского театра
Любая постановка в кабуки имеет определенный набор героев. Кто они, с каким характером – все отображается в гриме и сценичных костюмах. Традиционно в большинстве постановок есть положительный герой татияку и его антагонист катакияку. Татияку – преимущественно молодой и красивый мужчина, который выделяется мудростью, благородством и большой смелостью. В театре кабуки это может быть мужественный воин, самурай, государственный деятель, ответственный муж или отец, просто красавец-любовник. Катакияку строит козни и мешает хорошему герою творить добро. Часто негодяем выступает чиновник или вельможа.
Женские роли (оннагата) весьма разнообразны. Героиня театра кабуки может быть любого возраста и сословия: знатная аристократка, жена простого работяги, куртизанка или смелая девушка-воин. Смешат публику комические персонажи докэката. Они вмешиваются в ход даже драматичных историй и несуразными поступками развлекают героев, иногда невзначай помогая или мешая им. Еще одна второстепенная роль – кояку исполняется актерами-детьми.
Традиционные постановки кабуки
В современном японском театре можно найти постановки разнообразнейших сюжетов. Однако бо́льшая их часть попадает в один из традиционных жанров. Японцы очень любят экскурсы в историю и с удовольствием смотрят дзидай-моно. Эти пьесы предлагают реконструкцию реальных событий XV — XVII века или посвящены великим героям тех времен. Иногда историческая личность становится героем нескольких различных постановок. Как правило, события на сцене кабуки трагичны, поскольку рассказывают о больших баталиях и нередко о гибели главных действующих лиц.
Постановки сева-моно бывают как комичными, так и драматическими. Это сюжеты бытовой тематики, в которых нередко лихо закручены отношения разных поколений или сословий, романтические чувства, проделки завистников, борьба за любовь и семейные проблемы. Истории пьес сесагото театра кабуки очень просты, поскольку в них главное – танцевальные номера и музыкальное сопровождение. Тема одна: драма влюбленных, которые стремятся навстречу пылким чувствам, но в силу разных причин не могут быть вместе. Часто в финале молодые люди трагически погибают, совершая самоубийство.
Театр кабуки сегодня
Современный японский театр переживает некоторые трансформации. Главное изменение – появляется все больше талантливых женщин, которые играют на сцене. Мужчины, долгие века исполнявшие все роли в кабуки, понемногу принимают в свои ряды прекрасных конкуренток. Правда, актрисами все равно становятся девушки из семей, где этим искусством занимались поколения предков. Тонкости театрального мастерства все-таки передаются от родителей детям, а не перенимаются в учебных заведениях. Актеры кабуки завоевывают все большую популярность не только у посетителей театра. Их нередко приглашают на телевиденье, берут интервью для прессы, зовут сниматься в художественных фильмах.
Сам театр кабуки становится все более удобным для зрителей. Например, еще в 1975 году в залах стали устанавливать наушники, чтобы озвучивать понятным языком происходящее на сцене. Популяризируют классический театр и фильмы на основе традиционных постановок. Театральные герои становятся главными действующими лицами аниме и дорам. Японцы, несмотря на обилие технических новинок, свято чтут обычаи и стараются в свободное время посещать культурные мероприятия. Благодаря этому театр кабуки живет и активно развивается каждый день.
Посмотрите небольшое видео со сценами из представлений знаменитого японского театра